Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем воскресном Евангелии повествуется о том, как Господь наш Иисус Христос призвал апостолов на евангельскую проповедь. Мы читали, как апостолы всю ночь ловили рыбу и ничего не поймали. А утром Господь повелел еще раз забросить сети, и, по слову Его, они выловили столько рыбы, что им пришлось позвать на помощь своих соработников. Увидев такое чудо, апостол Петр припал к коленям Господним и сказал: выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный. Петра, и бывших с ним, объял ужас от этого чудесного лова, но Господь ответил: не бойся, отныне будешь ловить человеков. И апостолы тотчас оставили всё и пошли за Христом.

В этом кратком евангельском повествовании таинственно говорится о многом. Галилейское озеро является образом нашего житейского моря, волнуемого различными бурями — семейными, общественными, экономическими. И вот в этом Галилейском озере многие люди хотят найти счастье, благосостояние, богатство, мудрость. Но что они излавливают из этого мира? Если внимательно посмотреть, то мы увидим, что вместо мудрости люди обретают безумие, вместо счастья находят скорби, страдания, болезни, невзгоды. Вместе с богатством, даже если его удается обрести, приходят многие проблемы и нестроения. Мы все, как рыбаки, пытаемся обрести в житейском море богатый улов, но вместо этого наши сети зачастую оказываются пустыми и грязными, наша душа загрязняется множеством грехов. Но Господь, по безграничному милосердию Своему, не хочет, чтобы люди погибли, и вот Он приходит на землю и призывает апостолов, говоря им: Я вас сделаю ловцами человеков. Апостолы трудились всю ночь и ничего не поймали, а по слову Господню вытащили богатый улов. Это как бы прообразует собой Ветхий и Новый Завет: в Ветхом Завете люди не могли спастись, не было еще слова евангельского. А в Новом Завете приходит Господь наш Иисус Христос, чтобы спасти весь человеческий род. Апостолы закинули сети и словили множество рыб — это образ уловления множества людей в Церковь Божию, в Царство Божие. В Евангелии сказано, что апостолы уловили столько рыб, что не могли вытянуть сети сами и позвали своих соработников. Соработники — это епископы и священники всех времен, забрасывающие сети евангельские в этот мир, в души человеческие, и вылавливающие множество людей из погибели.

Море Галилейское прообразует также и нашу душу, обуреваемую многими страстями и греховными желаниями. Лодка — это наше тело, сеть — это разум. Наш разум также пытается найти счастье, выловить множество познаний, но эти познания не приносят человеку внутреннего мира и удовлетворения. Только когда разум человека руководствуется Евангелием, только тогда он может уловить этой евангельской сетью благие помыслы, благие желания, может внутренне углубиться и уловить «множество рыб», то есть множество новых помышлений, обновленных желаний и много того, чего раньше человек не видел и не слышал. Потому так важно для нас дать Господу возможность уловить себя этой евангельской сетью для Царствия Небесного.

Сейчас, к сожалению, много сетей забрасывает в наш мир дьявол. Однажды Макарий Великий спросил, кто же спасется в последние времена. И было ему видение: некий великан забрасывал сеть и ловил в неё множество людей. Но у стены стояло несколько человек, которых он не мог уловить — сеть как бы скользила по ним, не увлекая за собой. Тогда преподобный Макарий попросил объяснить ему это видение, и было ему сказано, что великан — это дьявол, хотящий уловить людей в погибель; люди, которые легко попадают в его сети — это те, кто служит своим страстям; а стоящие у стены — это люди смиренные и послушные Богу, недоступные для уловок дьявольских.

Сейчас в миру существует множество сетей. Сами того не осознавая, люди называют сетями то, что составляет для рода человеческого многие соблазны: сеть Интернет, сеть магазинов, телефонная сеть, телевизионная сеть, сеть игральных автоматов. Люди улавливаются в эти сети к порабощению своим страстям. Человек становится рабом тленных вещей, а не рабом Божиим. Потому нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы мир не смог поработить нас, чтобы нам быть уловленными лишь одной сетью — евангельской, увлекающей в жизнь вечную.

В храме Спаса-на-Берестове на западной стене изображен сюжет чудесного лова рыб (12 век). Этот сюжет символизирует собой Страшный Суд, который обычно изображается на западной стене церкви. Мы знаем притчу о том, как забрасывается в море сеть, вылавливается рыба, и затем плохая выбрасывается обратно в море, а добрая собирается. Эта притча как раз и говорит о последнем суде, и сегодняшнее евангельское чтение перекликается с этим сюжетом. Пока еще есть у нас время, пока есть возможность быть уловленным в Царствие Божие, мы должны стараться дать себя уловить. Изучая Евангелие, молясь, исполняя заповеди Божии, мы даем возможность уловить себя в эти сети апостольские. Потом, на Страшном Суде, Господь отберет «добрых рыб» (т.е. тех, кто старался жить по Евангелию) для Царствия Небесного, а «худые рыбы» (те, кто служил миру сему) будут выброшены вон, в геенну огненную.

Будем же стараться всеми силами исполнять заповеди Божии, стараться жить по-евангельски, чтобы нам быть уловленными в Царствие Божие, чтобы нам преобразовать себя так, дабы мы могли жить вечно с Богом и служить Богу. В сегодняшнем Евангелии как раз и говорится об этом, о том, что апостолы последовали за Христом. Будем же и мы следовать за Христом и стараться исполнять те добродетели, которые были у этих апостолов. Иоанн Богослов, как мы знаем, является для нас образом истинной христианской любви. Апостол Петр является апостолом веры, а также образцом покаяния (вспомним, как он плакал и каялся, когда трижды отрекся от Господа). Апостол Иаков, также призванный Господом, является апостолом надежды. Вот и нам нужно дать уловить себя этим главным евангельским добродетелям — вере, любви и надежде — чтобы внутренне преобразовав себя, мы могли жить с Господом не только в будущей жизни, но уже здесь, на земле, и служить Ему всеми своими силами. Аминь.

Епископ Тихон (Софийчук)