(Мф.22:1-14)
(Лк.14:15-24) 

Как притча о винограднике, так и эта притча указывает на неверие иудеев. Но та говорит о смерти Христовой, а эта – о брачной радости – воскресении. Притом, в этой притче показываются еще худшие поступки иудеев, чем в прежней притче. Там они убивали требующих плоды; а здесь призываемые на брак произвели убийство.

Под царем нужно подразумевать – Бога вочеловечившегося, под брачным пиром – Царство Небесное, приглашение – Евангельская проповедь, отказавшиеся – совсем не уверовавшие, не одетые в брачную одежду – уверовавшие, но не жившие по вере.

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего.

Творит же брак Сыну своему, сочетая Его со всякою благообразной душой, украшенной добрыми делами; ибо жених — Христос, а невеста —  Церковь и чистая душа.

3 И послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти.

Повелевает звать званных – значит, что каждый из нас призывается к добру по естеству своим разумом, этим врожденным нам учителем; но Бог посылает еще внешних учителей, чтобы они призывали и внешне тех, которые призваны внутренне — посредством разума.

4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: “вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир”.

У Луки: ”сделал большую вечерю” (Лк.14:16) — обедом у Евангелиста Матфея, а у Луки — вечерей называется потому, что этот брак вполне открылся в последние времена, к вечеру, или к концу веков, а обедом потому, что и в прежних веках открыто было таинство, хотя не так ясно.

Откормленныеtasitista – жито, хлеб, отсюда смысл – хлебная жертва, т.е. Агнец на проскомидии заколот в принесение в жертву за людей. 

Пир – духовный, питающий верных в жизнь вечную, состоящий из Евангельских догматов, Таинств Церкви, особенно Причащения Тела и Крови Христовой.

“И когда наступило время вечери, послал раба своего сказать званным: идите, ибо уже все готово” (Лк.14:17).

Этот раб – Сын Божий, который принял образ раба, соделавшись Человеком (Филип. 2:7), и о котором, как Человеке, говорится, что Он послан. Званные – это все люди, так как Бог всех призывает к познанию Себя то через благоустройство видимых вещей, то через закон естественный, но преимущественно – это израильтяне, которые были призваны через закон и пророков. К ним, к овцам дома Израилева, прежде  всех был послан Господь (Мф.15, 24).

5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

Рабы, посланные в начале, – это Моисей и бывшие после него, которым не верили евреи, но оскорбляли Бога  в пустыне сорок лет, и не захотели принять слова Божия — духовной радости. Потом посланы были иные рабы – пророки; но и из них одних они убили, как Исаию, над другими поругались, как над Иеремией, которого ввергли в тинный ров, а более умеренные отвергли посланников, и один ушел на свое поле, то есть уклонился к плотоугодной и роскошной жизни (ибо поле каждого есть его тело), а другой – на свою куплю, то есть к жизни любостяжательной.

“И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти и посмотреть ее; прошу тебя, извини меня” (Лк: 14:18).

Купивший землю это тот, кто по мудрости мирской не отзывается на зов ко спасению, т.к. поле есть мир сей.

“Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня” (Лк:14:19).

Купивший пять пар волов и испытывающий их тот, кто привязался к веществу, кто свои пять чувств     душевных соединил с телесными и душу сделал плотью. Поэтому, занятый земным не хочет     участвовать в духовной вечери. Премудрый Сирах говорит: “как может сделаться мудрым тот, кто     правит плугом” (Сир:38;25).

“Третий сказал: я женился и потому не могу придти” (Лк:14:20).

Отказывающийся из-за жены тот, кто пристрастен к удовольствиям, кто, привязавшись к плоти, союзнице души, и будучи с нею одно, как совокупившийся с ней, не может угодить Богу.

6 Прочие же, схвативши рабов его, оскорбили и убили их.

7 Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.

Римляне, как повествует историк Иосиф Флавий, истребили неверных иудеев и сожгли Иерусалим.

8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны;

9 Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10 И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

“И возвратившись раб тот донес о сем господину своему. Тогда разгневавшись хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых” (Лк.14:21).

“Нищие” – “духом”, благодатью, “увечные” – которые получили увечье от греха, “хромые” в хождении по путям заповедей Божиих и “слепые” – в понимании закона Божьего – “незнатное мира и униженное” (1Кор.1:27-28), простодушные из иудеев.

“И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом” (Лк. 14: 22-23).

Иерусалим в то время был единственным “Градом Божиим” и единственным “домом Его” был Израиль.

Под находящимися на “дорогах” и “переулках” можно подразумевать язычников. Израильтяне были внутри города, так как они приняли законоположение и наследовали городской образ жизни. А язычники, будучи чужды заветов и отчуждены законоположения Христова, и не будучи согражданами святых (Еф.2,12-22; Кол.1:21-28), проводили жизнь не на одной дороге, но на многих “дорогах” беззакония и невежества, и в “изгородях”, то есть в грехах; ибо грех есть большая изгородь и средостение, отделяющее нас от Бога (Ис.59:2). Словом “на дорогах” намекается на скотоподобную и разделенную на многие мнения жизнь язычников, а словом “в переулках” указывается на жизнь их во грехах.

“Убеди” – проповедь с многими знамениями – исцелениями “увечных, хромых и слепых” и воскрешением мертвых, что убеждало многих прийти ко Христу.

11 Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

Брачная одежда – это благодать Святого Духа, приобретенная добродетельной, непорочной и святой жизнью.

12 И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

Словом “друг” Господь показывает, что человек сам выбрал для себя участь своими делами, и Он рад бы спасти человека, но он не способен к этому из-за того, что неправильно себя образовал во время земной жизни.

13 Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов;

“связавши ему руки и ноги” – вера и любовь должна быть деятельной, именно живой деятельной верой человек делает себя способным к нахождению в Царствии Небесном. Человек сам себе связывает руки и ноги, т.е. свои деятельные душевные силы для добрых дел, когда говорит, а не исполняет того чему учит.

Грешники уже на земле связаны по ногам и рукам своими страстями. Даже если они и не хотят грешить то страсть настолько владеет ими, что они бросаются в ее адскую пасть и ничего не могут с собой сделать, т.к. “всякий, делающий грех, есть раб греха” (Ин.8:34).

14 Ибо много званных, а мало избранных.

Звать ко спасению – дело Божие, а быть избранным зависит от самого человека.

“Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моей вечери: ибо много званных, но мало избранных” (Лк.14:24).

Господь и сегодня зовет всех на Свою обедницу – Божественную Литургию, но многие отказываются от приглашения по все тем же трем причинам.

 

Епископ Тихон (Софийчук)