1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-Еврейски Вифезда(Дом милосердия) при которой было пять крытых ходов:
3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды;
4 Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел. Было же это в день субботний.
10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
Господь восстанавливает вместо буквы закона его дух, давно забытый иудеями, так как только этот закон, исполняемый в духе, мог приготовить Израиль к восприятию высших духовных истин. В субботу можно и нужно творить добро(Лук.6:9). Но именно против этого духовного закона возмущались книжники и фарисеи вместе с полуатеистами саддукеями, членами синедриона, потому что этот духовный закон освобождал народ от их законнического порабощения, так как их вся сила влияния была в постоянном наблюдении за мелочной обрядностью, установленной ими же. Их толкование закона давало им право вмешиваться в любое время в личную жизнь человека. Там где любовь там прекращается закон: “милости хочу, а не жертвы”(Мф.12:7), праведнику закон не лежит – если пришел Бог-Любовь, то отпадает необходимость в призывании Его, это время пира, а не поста(Мф.9:15), а фарисеи целью выбрали средство.
11 Он отвечал им: кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: “возьми постель твою и ходи”?
Фарисеи и книжники, зорко следившие за каждым действием Господа и “заметившие” что нарушается суббота, по всей видимости хотели приобрести в исцеленном свидетеля перед синедрионом в нарушении Им закона. Для фарисеев факт исцеления, совершенный при множестве народа, который они несомненно видели ( так как заметили, что исцеленный нес одр) – ничто, а соблюдение буквы закона – все. Они спрашивают не о том, что приводило всех в удивление, а то что противоречило их установлениям, показывая тем самым свою зависть и предвзятую злобу ко Господу.
13 Исцеленный же не знал, кто Он; ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
Господь предупреждает исцеленного, что недостаточно здравия тела, что ему самому необходимо позаботиться о здравии души, и что последнее зависит от свободной воли, дарованной Богом человеку.
Из слов Господа видно, что причина болезней – грех. “Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие”(1Ин.3:4).(Нарушение физических и духовных законов – беззаконие, которое может привести к погибели: нарушение законов гравитации(не прыгай с колокольни), законов медицины(не ешь чрезмерно), природы(не ешь волчьих ягод) и др.— ведет к гибели, так же как и нарушение духовного закона любви(по которому все сотворено) ведет к болезни и смерти).
Тех, кому прощены грехи и дарована крепость духовных сил на хождение в заповедях Божиих, особое постигает наказание, если они не хранят дары Святого Духа и опять впадают в смертные грехи. Они теряют право именоваться сынами Божиими и становятся сынами погибели, предаются во власть греху(сравни: Евр.6:4-8).
Важнее научиться сохранить дар, чем получить его.
15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
Исцеленный пошел к иудеям не со злым намерением, а чтобы объявить силу Исцелителя и показать авторитет под которым Он действовал в субботу.
По-славянски: “иже мя сотвори цела” – соделал цельным.
16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.

Овчая купель – это образ нашего мира, который можно назвать Домом Милосердия, где Божия любовь изливается на расслабленный грехами род человеческий, для того, чтобы воздвигнуть его от греха и ввести в Царство Божие.
Пять притворов – пять периодов Ветхого Завета(данного через Ангелов – возмущение воды Ангелом) до пришествия Христа: патриарший, судей, царей, пророков и священников, в которые немногие могли получить душевное здравие.
“множество больных(расстроенных грехом), слепых( у кого повреждены очи душевные в различении добра и зла, и видении Бога), хромых(в хождении по путям заповедей Божиих), иссохших(с душей иссохшей, никогда не орошаемой благодатью), ожидающих движения воды(Божьей благодати “немощная врачующая и оскудевающая восполняющая”)
Расслабленный – образ всего человечества, которое страдало очень долгое время(38 лет) и не имело Избавителя, Которым и явился Сын Человеческий, пришедший спасти мир.(смотри не греши, чтобы не случилось чего хуже – отвержение человечеством христианства приведет к гибели все человечество)

Расслабленный – образ человека-грешника, парализованного в делании добра, в исполнении Божественных заповедей.
В овчей купальне перед жертвоприношением омывались внутренности овец. Овца – символ смирения, за смирение в Ветхом Завете Господь посылал благодать: “На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом”(Ис.66:2).
Ангел, возмущавший воду – глас Божий – совесть возмущающий сердце(пять чувств) грешного (ветхозаветного человека) человека приходящего в сокрушение о грехах.
Тот исцелялся, кто первый сходил в купель по возмущении воды – весь человек ветхозаветный не мог получить исцеления от греха, а только то частично могло в нем исцелиться, что было замечено и устремлено покаянным ответом к Богу, Господь же исцеляет всего человека, показывая превосходство Своей исцеляющей благодати, особенно в таинстве Крещения, пред средствами спасения в Ветхом Завете.
В Крещении омываются внутренности – сердечные помыслы, незлобивых людей, уготовляющих себя “в жертву живую, святую, благоугодную Богу”(Рим.12:1).
Одр – образ мирской жизни и мыслей, на котором покоится грешник, и который не нужен обновленному благодатью.
Иногда мы видим как тот или другой человек, приобщившись Таинств в благодати становится обновленным, в нем возгорается новая жизнь, он как бы сходит в Силоамскую купель и оживает духовно, и мы хотим обновиться… но не сейчас, ведь нужно отказаться от хлипкого одра – пусть греховного, но прочно установившегося мирского образа жизни, потому Господь ждет долгое время, пока грех не станет противным для нас, пока мы не станем сами искать Того Кто сможет погрузить нас в живительные воды всеобновляющей духовной жизни.
Ношение в субботу – не соответствие мирским стереотипам, взирающим только на внешнее, на букву – не видящих духа(2Кор.3:6). Мессия, по иудейским воззрениям – славный царь, который должен прийти в славе, воцариться и покорить всю вселенную израильскому народу, Господь каким они видели Его, не подходил под их стереотипы, потому они не видели чудес совершаемых Им, а видели только нарушение их воззрений и мертвой буквы закона. Когда страсти возобладают над сердцем человека – делают его слепым, так иудеи были ослеплены страстью гордости и властолюбия, так что не увидели в уничиженном виде своего Царя-Мессию.
“Встань и иди” – говорит Господь и нам расслабленным духовно, Он для этого пришел в мир и соделал все для нашего спасения от греха, но за нас Он не может жить – за нас Он мог только умереть. Соберем все наши духовные силы, встанем со страхом и идем с несомненной верой, крепкой надеждой и ревностной любовью за Христом.

Страшно слышать, что человек 38 лет был в нужде и не нашлось никого, кто бы ему помог – это совершается сегодня с очень многими. Кто из нас пожертвовал собой, отступил в сторону и сказал: “Ты пройди первым – я подожду…”, в ответ Господь даст нам такую благодать, которая сделает ненужным то, к чему мы так отчаянно стремимся.

Епископ Тихон (Софийчук)