Мф.22:35-46
(Мк.12:28-37; Лк.20:40-44)
35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Фарисеи задают Господу самый трудный по их мнению вопрос, так как иудейские книжники различали в законе заповеди меньшие и большие и между ними происходили постоянные споры об этом. Одни считали наибольшей заповедь о жертвах, другие – о субботе, третьи – об обрезании, ставя обрядовые законы на первое место.
37 Иисус сказал ему: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим”:
38 Сия есть первая и наибольшая заповедь;
Господь отвечает словами (Втор.6:3), указывая на наибольшую заповедь. Человек должен всеми силами души – умом (разумением), чувством (сердцем) и волей (крепостью (Мк.12:30)) устремиться к Богу, тогда он может ис-целиться, стать цельным в Боге-Троице.
Любить Бога заповедуется всем сердцем. Сердце – центр душевной жизни, устремленность к Богу должна быть не поверхностной, а чтобы самая глубина души была повернута к Источнику жизни. И когда обращенность к Богу пойдет из глубины души, она охватит огнем любви все силы души человека.
39 Вторая же подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”;
И прибавляет заповедь данную в (Лев.19:18). У иудеев были очень сужены и искажены понятия о любви к ближним, которую они ограничивали расположением к одноплеменникам, и то более внешним, чем внутренним.
Господь соединяя две заповеди в своем ответе, показывает, что любовь к Богу немыслима, без любви к ближнему. От ближнего, как учат Святые Отцы, и жизнь и смерть. Почему «подобна ей» Апостол Иоанн Богослов изъясняет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4:20). Любовь к ближнему – является, по Апостолу мерилом любви к Богу. В сущности кто искренно любит Бога, тот не может не любить ближнего.
Круг Аввы Дорофея: чем человек ближе к людям, тем он ближе и к Богу, и наоборот – чем дальше от ближнего – тем дальше и от Бога. Образуется замкнутый круг любви: Бог по преизбыточной любви творит мир и совершеннейшее творение – человека. Человек же должен возлюбить творение Божие, особенно человека и так как все творение промыслительно содержится и животворится лучами любви Божией, то полюбив творение Божие – человек восходит в этих лучах к Богу.
40 На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Господь указал две заповеди – две основные опоры в жизни, первая дает теоретическое(метафизическое) обоснование жизни, другая –указывает практическое(жизненное) приложение первой заповеди. А две в целом – два столпа на котором зиждется весь закон как ветхозаветный, так и новозаветный.
Человек должен сделать эти две заповеди действительным обоснованием жизни, т.е. выдвинуть их на первый план построения своей жизни. В них весь закон и пророки, в них все и нельзя их загромождать другими обманчивыми декорациями жизни, даже ради служения Богу, потому что исполнение этих двух заповедей «выше всех всесожжений и жертв» (Мк.12:33). Помимо любви человек не оправдается ничем внешним, все наши дела, как велики или малы они небыли – имеют ценность только в силу любви побуждающей эти дела.
Кто думает подменить или подпереть свою жизнь другими опорами или оттеснить другими задачами, какими б они не казались разумными и надежными, даже если они представляются «жертвами», тот должен знать, что такая подмена – пустая затея, и опоры помимо этих заповедей будут гнилы, а задачи обманчивы. Такой обман может временно держаться и «жертва» будет тешить человека, но истинная сущность вещей рано или поздно вскроется, фальшивая опора рухнет и обманчивая декорация жизни рассыплется. Нет другого фундамента жизни, чем заповедь любви, и попытка заменить этот фундамент или ставить иные мнимо-разумные опоры жизни означает – безнадежные потуги построить здание жизни на песке, такое здание рано или поздно рухнет и задавит строителя.
Бог словами пророка Осии говорит: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6:6). Эти слова напоминает Господь в Евангелии после того как исцелил в субботу расслабленного и ел с мытарями и грешниками (Мф.9:13), когда в субботу голодные ученики проходили полями и срывали колосья (Мф.12:7). Так и в Новом Завете любовь и милость превозносится над судом, конечно важно соблюдать заповеди но значительнее то к чему они приводят нашего внутреннего человека – к фарисейскому ригоризму или к евангельской милостивой любви.
Побуждением наших всех действий должна быть любовь, в противном случае мы будем или преступниками закона или его рабами. Закон без правды – беззаконие, а без милости – жестокость. Там где нужно понести тяготы ближнего, без любви будет действовать корысть и самолюбие, там где необходимо проявить кротость и смирение, будет раздражать нас дух гордости и высокомерия, там где нужно радоваться о благе других – сердце, чуждое любви, будет снедаться завистью, там где нужно исполнять волю вышестоящего начальства, непременно произойдет непокорность и непослушание, злословие, осуждение, наговоры, клевета. Таким образом без любви не может быть истинного исполнения закона. И наоборот как прекрасно то общество, где царствует искренняя взаимная любовь и христианское единодушие. Христианин взирает на всех, как на своих братьев, рожденных от Отца Небесного («Отче наш…»), искупленных кровью Спасителя и от своего любвеобильного сердца, как от источника, изливает на всех многоразличные струи всякого блага. Таким образом, христианин, исполненный любовью, во всем и всегда соблюдая слово Божие, привлекает к себе любовь Отца и утверждает себя в единении с Ним.
У евангелиста Марка сказано, что ответ Господа привел его в восторг: « Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк.12:32-33). Искренность его тронула Иисуса и, видя, что он может исправиться, сказал ему: «Недалеко ты от Царствия Божия (Мк.12:34).
Чего не хватало книжнику, чтобы войти в Царство Божие? Это показывает Господь в дальнейшем разговоре с фарисеями.
41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 Что вы думаете о Христе? чей Он сын?
Господь задал этот вопрос, для того, чтобы показать как сами фарисеи несведущи в Писаниях и невежественны в ложных понятиях о Мессии, показывая, что Он не просто человек но Бог, и для того, чтобы войти в Царство Божие – нужно верить что Иисус Христос – истинный Бог.
Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 “Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих”?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
Если Мессия-Христос только потомок Давида, то как он мог существовать тогда, когда Давид писал о Нем, а если Он существовал уже тогда, и Давид назвал Его Своим Господом, то, следовательно, Он не простой человек, как думали фарисеи, а в то же время и Бог, т.е. Богочеловек.
46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
Потерпев такое решительное поражение, фарисеи уже больше не отваживались искушать Господа коварными вопросами, а множество народа слушали Его с услаждением (Мк.12:37).
Епископ Тихон (Софийчук)