Сегодняшнее воскресенье Великого поста называется Крестопоклонным. Мы поклоняемся Животворящему Кресту, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Сегодня в средину Великого поста мы поклоняемся Животворящему Древу. Путник идет по пустыне, ему тяжело, и вдруг он видит Древо, под которым можно скрыться от зноя. Господь нас всех утешает под сенью Животворящего Древа. Пост – это та пустыня, по которой мы идем, нам тяжело, нас палят страсти и искушения изнутри и извне, но Господь нас утешает. Он был распят на Кресте, пострадал за нас и мы должны немного пострадать, немного поскорбеть, для того, чтобы войти в обетованное состояние Светлого Воскресения души. Разделяется пост на две половины. После Крестопоклонной недели мы приближаемся к светлому празднику Пасхи.
Животворящий Крест Господень услаждает и утешает всех нас, как утешил Моисей народ израильский в пустыне. В Библии повествуется о том, как евреи вышли из рабства египетского, шли по пустыне и мучились жаждой. Они нашли источник, в месте называемом Мерра (с евр. «горечь»), который оказался горьким. Иудеи стали роптать, а Моисей взял кусок древа и бросил в воду, после чего она стала сладкой, и все смогли напиться. Так и нам часто кажется горькой наша жизнь, в которой много скорбей и болезней. Страдают очень многие люди, пока не найдут Господа, пока не усладит их Господь силою Честного и Животворящего Креста. Действительно, когда человек поверит в Господа, когда будет взирать на Него с верою и любовью, тогда все скорби покажутся ему в сладость, ибо человек уже не будет роптать, а будет знать, что этими скорбями он спасается. Святые, наоборот, желали скорбей, услаждались ими, они знали, что если они поскорбят здесь, то не будут мучиться вечно, они знали, что скорби очищают и смиряют внутреннего человека. Потому мы и должны нести свои кресты достойно, без ропота, благодаря Бога за все, что Он нам посылает. Ибо Господь, как мы читали в сегодняшнем Евангелии, сказал: «Кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, возьмет крест и грядет по Мне».
Что значит «отвергнуться себя»? Это значит, прежде всего, отвергнуться от своего самолюбия и гордыни, отвергнуться от своих прежних привычек, которые нам мешали идти за Христом.
Что значит «взять крест»? Это значит терпеть все, что нам посылает Господь на нашем жизненном пути. Он посылает нам все то, что нам необходимо в данной ситуации и в данном месте. Господь всем хочет спастись и в разум истины прийти. Но мы сами не можем своими силами спастись, и потому Господь нам помогает. Помогает Он нам как любящий Отец, иногда вразумляя, иногда и наказывая, для того, чтобы мы спаслись и вошли в жизнь вечную. В жизнь вечную никто не может войти без креста, ибо в раю, как сказал один из святых, нераспятых нет.
Что значит следовать за Христом? Это значит идти узким путем отказа от себя, отказа от своих похотей, отказа от своей гордыни, служа Господу и исполняя Его заповеди, служа ближним ради Христа. Это и значит то, о чем говорил Господь: «Кто хочет идти по Мне, тот да отвергнется себя, возьмет крест свой и следует за Мною». Мы все идем этим узким путем. Мы не должны роптать и не должны скорбеть о том, что нам тяжело, о том, что мы болеем, о том, что нас не понимают и даже смеются и ругаются над нами. Так, как это явный признак нашего избранничества. Господь сказал: если вы будете в мире мудрыми, вы будете для Меня буйими. Таким образом, если человек всеми хвалим, всеми почитаем, то это знак того, что он идет по широкому пути, по пути неправедному. Потому не будем скорбеть, когда нас посещают скорби и неприятности, но будем благодарить Бога за тот крест, который Он нам дал. Господь Сам первый вошел в рай вместе с разбойником. Он страдал безгрешный, а мы страдаем за свои грехи. И мы должны страдать за свои грехи намного больше, чем страдаем сейчас, но Господь нам попускает только то, что мы можем понести. И мы не должны отчаиваться, даже если мы где-то споткнемся, где-то сделаем ошибку. Мы должны взирать на Господа и просить у Него прощения.
Мы знаем, что Моисей в Ветхом Завете вознес медного змея, когда на еврейский стан напало множество змей, которые смертельно жалили людей. Моисей вознес медного змея и сказал, чтобы все взирали на него с верой. И действительно, кто с верой смотрел на этого змея, тот оставался живым, а кто без веры, тот умирал. Так и мы, хотя и падаем, но если мы с верой взираем на Господа, если каемся, если плачем о своих грехах, если исправляемся, то древний змей – дьявол, и его пособники, бесы, не смогут ничего нам сделать. Господь нас защитит, даст нам благодать, покроет нас, и выведет нас из страны греха в райскую землю добродетели. Потому, если мы ошибемся, не будем унывать, а будем взирать на Господа и Он нас, если мы этого желаем, спасет, и дарует нам мудрость, и дарует нам все необходимое для того, чтобы мы спаслись.
Трехчастное Древо, о котором говорится в каноне, составленном преподобным Иоанном Дамаскиным и читаемом сегодня на утрени, состоит из трех деревьев – кипариса, кедра и пихты. История повествует, что когда к Аврааму пришли три путника в виде трех ангелов (мы видим это на иконе Андрея Рублева, изобразившем Троицу именно в виде трех ангелов), они оставили три посоха. (Потом, как мы знаем, они пошли в Содом и Гоморру, чтобы наказать бесчестных и нечестивых людей). Авраам эти три посоха у себя сохранил. У него был дядя Лот, который однажды согрешил со своими дочерьми. Когда Лот протрезвел, он очень плакал о своем грехе, а потом пришел к Аврааму и рассказал, что с ним случилось. Он просил, чтобы Авраам молился Богу о прощении его греха. Тогда Авраам сказал, что ему было открыто, чтобы Лот посадил эти три посоха и каждый день их поливал. Если они произрастут и дадут зелень, тогда ему прощается грех. Лот посадил эти три посоха вместе, и поливал в течении сорока дней. Он носил воду издалека под палящим солнцем, ему мешал дьявол, искушающий его в помыслах, и ему было очень тяжело, но через сорок дней из этих трех ветвей произросла зелень. Это было знаком прощения греха Лота.
Три посоха срослись в одно дерево, и все знали, что оно чудесное. И вот, когда строили Иерусалимский храм, то решили использовать это чудесное дерево для постройки. Дерево срубили, но когда его вставляли в косяки храма, оно увеличивалось, а когда снимали – уменьшалось. Так было несколько раз. Евреи сильно удивились и решили, что это проклятое древо. Его бросили его в Овчую купель, в которой омывали животных перед принесением их в жертву, где оно находилось очень долгое время. А когда распинали Господа Иисуса Христа, вспомнили об этом проклятом древе: для того, чтобы нанести Ему еще большее уничижение, взяли его и на нем распяли Христа. Это прообразовательно: как в Овчей купели омывали жертвенных животных от грязи, так и Господь на кресте, на этом жертвеннике, омыл все грехи человеческого рода. Древо как бы впитало в себя всю грязь – весь грех с жертвенных животных. И Господь взял на Себя всю грязь – грехи всего Человечества, и Он был распят на этом древе для того, чтобы нас спасти, для того, чтобы очистить от греха. Как был прощен грех Лоту, так прощается грех и всему человеческому роду.
Древо крестное, на котором был распят Господь, имеет две перекладины – вертикальную и горизонтальную. Эти перекладины имеют для нас глубокий смысл. Вертикальная перекладина, устремленная ввысь, символизирует служение Богу, а горизонтальная – служение ближним. Исполняя эти две заповеди любви – мы распинаем себя. И на этих двух заповедях весь закон – Христос, распявшись, «висит».
Будем стараться нести свои кресты с благодарностью Богу, и если мы где-то споткнемся, упадем, будем молить Бога, Который всегда перед нами висит на кресте. Мы сами носим на себе крест. Не будем отчаиваться, ибо мы все крестоносцы. В той или иной степень мы несем на себе крест, крест малый или большой, кому какой определил Господь. Но каждому из нас Господь определил именно тот крест, который он может понести. Об этом есть свидетельства многих святых, которые хотели, чтобы Господь ослабил им крест, но потом видели, что их собственный крест и есть крест по их силам. Потому не будем роптать, а будем благодарить Бога за тот крест, который Он нам дал, потому что этим крестом мы спасаемся. Часто бывает люди отказываются от креста и лишаются заступничества Божьего. Они берут на себя другой крест, но не могут его понести, даже если он легче. А иногда люди по своей гордыне берут на себя более тяжкий крест, но падают и также не могут его понести. Потому тот крест, который нам дан, и есть самый спасительный для нас. Будем нести этот крест, а когда будет нам тяжело, вспомним о распятом Господе Иисусе Христе, воззрим на Него, висящего на кресте до сего дня на нашей груди, и взмолимся к Нему, чтобы Он нас не отверг, чтобы дал нам силы и мудрость донести свой жизненный крест достойно до конца. Аминь.