В первое воскресенье Великого поста мы празднуем Торжество Православия. Этот праздник был установлен в 843 году. В 842 году был собран Седьмой Вселенский собор, на котором была окончательно побеждена ересь иконоборчества, которая раздирала и волновала нашу Святую Православную Церковь в течении почти ста лет. На Седьмом Вселенском соборе под председательством патриарха Мефодия  ересь иконоборчества была осуждена, и было принято решение каждый год в первую неделю Великого поста торжественно праздновать  это событие. До сего дня, следуя завету нашей Православной Церкви, мы вспоминаем это праздничное событие, торжествуем низложение всех ересей, так как Седьмой Вселенский Собор был окончательным Собором, на котором была побеждена последняя ересь — ересь иконоборчества. На семи Вселенских Соборах были побеждены все ереси, которые были в Церкви.

Сегодня мы празднуем и  осознаем важность почитания икон. Икона – это образ, на котором изображается образ Бога, образ Господа Иисуса Христа, Который явился во плоти, также образ Божией Матери, угодников Божиих — святых. И мы поклоняемся самим угодникам Божиим,  Богу, Божией Матери, которые изображены на иконах. Мы поклоняемся не веществу, как человек, который рассматривает фотографию, не рассматривает фотобумагу, на которой напечатано изображение. Или же рассматривая картину того или иного художника, мы не рассматриваем холст, на котором она написана, а смотрим на то, что изображено на холсте. Так и икона: мы не поклоняемся самому древу, на котором изображен образ, а мы поклоняемся образу, который изображен на иконе. И поклонение этому образу восходит на первый образ. Так уже Богом установлено, что мы во плоти должны также показывать поклонение всем своим существом, плотью и душою, и духом. Мы здесь учимся благоговейно чтить Бога, чтить Богоматерь и святых угодников, для того, чтобы жить в Царствии Божием. Тот, кто как сектант относится к Богу, панибратски (и об этом свидетельствует их непочитание икон, кстати), тот не может и благоговейно жить и поклоняться Богу в Царствии Божием. Для того, чтобы научиться чтить Бога, нам нужно благоговейно ходить в храм Божий, как в псалме воспевал царь Давид: вниду в храм Твой, поклонюся ко храму храму святому Твоему в страсе Твоем. Так же мы должны почитать со страхом Божиим образы, и со страхом Божиим участвовать в Божественной Литургии, выказывая наше благоговение. А тот кто относится как сектанты, панибратски, тот изгоняет себя из Царствия Божия. Все вы знаете, что начальник воспримет ваше прошение, когда вы относитесь к нему с уважением, и с благоговением. Он тогда выслушает вас, вникнет в вашу проблему, поможет вам, а если человек дерзко входит в кабинет начальника, дерзко по-панибратски ведет себя, то, конечно же, это вызовет ответную реакцию. Мы должны благоговейно чтить Бога, поклоняться Ему, и этому все мы учимся, поклоняясь пречистому образу Господа нашего Иисуса Христа и святым угодникам, и Божией Матери.

Икона имеет огромноое значение для нашего духовного роста и совершенствования. Возьмем от обратного. Посмотрите, как враг рода человеческого, во-первых, гнал иконы, воздвигал на них гонения в течении почти ста лет, а с другой стороны, посмотрите на те анти-образы, если можно их так назвать, которые везде размещены на билбордах. На них размещены страстные изображения, которые рекламируют тот или иной товар. Враг рода человеческого знает: для того, чтобы войти в душу человека, нужно потакать низменным страстям этого человека. И вот рекламодатель использует этот прием, для  того, чтобы войти в душу, для того, чтобы заставить человека купить тот или иной товар. Они как раз используют образ, греховный, для того, чтобы потакая страстям человеческим, заставить человека купить нужный товар. И все вы знаете, как пагубно, низменно, можно даже сказать скотски, действуют на человека блудные образы. Сразу человек чувствует, что в нем воздвигается что-то липкое, грязное. И наоборот, когда мы смотрим на икону, мы видим, что в нас возникают возвышенные, одухотворенные чувства, благоговейные, и мы возносимся внутренне к Богу. Так что враг рода человеческого знает, в отличие от многих, называющих себя христианами, значение образа, и потому он и борется, с одной стороны, с истинным образом, а с другой стороны, насаждает свои образы, для того, чтобы человека низвергнуть в погибель.

Вот потому-то мы и должны чтить благоговейно образы, поклоняться им, держать их в своих домах, которые освящают наше жилище. Вот и мы сегодня чтим благоговейно образы, поклоняемся им. Святая Православная Церковь установила все для того, чтобы мы спаслись, для того, чтобы наследовали Царствие Божие. Нет ничего в нашей Церкви напрасного, все имеет свой глубокий смысл. Те догматы, которые были приняты на Вселенских Соборах, тоже очень важны для нас, потому что это основы нашего вероучения, это те основы, которые оберегают нас от ереси, это те границы («оросы»- границы), которые ограждают Церковь от падения в ереси. Потому-то Церковь на Вселенских Соборах  установила догматы, основы веры, чтобы мы свято чтили их, и верили так, как учит наша Святая Православная Церковь. Вот мы до сего дня только благодаря сохранению этих догматов сохранили нашу Церковь. Если хоть малейший догмат нашей Церкви исказить, то искажается не только вероучение, но и вся жизнь нашей Церкви. Потому святые отцы даже отдавали жизнь за сохранение догматов, чтобы мы могли верить правильно, чтобы сохранилась в не поврежденности истинная Православная вера, чтоб могли мы в Церкви спастись. Это они понимали очень четко, даже до смерти исповедуя истинные догматы, которые были приняты на Вселенских Соборах. И все мы знаем, что если исказить хоть немного звуковой ряд, то сразу же нарушится вся гармония в музыке, и невозможно будет уже играть музыканту. Также если нарушить, например, в науках те основы, аксиомы, которые приняты всеми, то сразу же будет хаос в науке и не смогут ученые друг друга понимать, потому что они приняли аксиомы и следуют им, как уже заданному. Так и в Церкви, у нас есть аксиомы, эти догматы, которым мы следуем, и если их исказить, то все искажается в Церкви – искажается жизнь и искажается учение. В нашей Православной Церкви основные догматы изложены в Символе веры, который мы исповедуем каждый день в утренних молитвах, который мы поем на Литургии. Это исповедание наших основных догматов. И кто бы вас не спросил, как вы веруете в Бога, вы уверенно прочитайте Символ веры, и тем самым покажете, во что вы верите. Здесь в Символе веры все изложено: что Господь вочеловечится от Пресвятой Богородицы, что Он пострадал, что Он воскрес, все догматы, в которые мы верим, в жизнь будущую, и в воскресение от мертвых, и в будущее воздание – все, во что мы верим, кратко, емко изложено в Символе веры. И его нельзя изменять. Католики изменили Символ веры, как им казалось, что они сделали лучше, но у них все разрушилось, так, как они приняли, что Дух Святой исходит и от Сына, тем самым низвергли Духа Святого с живой третьей Ипостаси на отношение между Богом Отцом и Богом Сыном. Тем самым они нарушили все вероучение Церкви, тем самым они приняли ересь, которая стала уже причиной для принятия и других ересей. Это ересь папства и другие, они как раз следствие, как это доказывают богословы, следствие их отступления от принятого на Вселенском Соборе догмата. Символ веры не исповедуют ни одни из сектантов, они отвергают святых, загробную жизнь, многие отвергают и воскресение, таким образом, они уже давно не принадлежат Церкви. Только тот, кто истинно исповедует Символ Веры, который был принят на Вселенских Соборах, и следует этому вероучению, тот и спасается, тот и может наследовать жизнь вечную. Догматы ограждают не только Церковь, они формируют и нас изнутри, потому что, живя по этим догматам, мы меняемся. Это та программа, если можно так сказать, которая нас формирует внутренне. Если исказить программу, изменить хоть одну точку, программа сразу же перестанет работать. На все Господом была составлена своя программа, и для Церкви тоже, вот эта программа открыта святыми отцами в Символе веры. Она не составлена, она раскрыта для того, чтобы оградить верующих от заблуждений, оградить от ереси. И Господь сам говорил, что ни одна йота от закона не будет нарушена, что Он пришел исполнить закон, т.о. Он все пришел исполнить, что было Ему предначертано Самим Богом Отцом. И Он исполнил, пострадал и спас все человечество, и от нас уже зависит, воспримем ли мы благие плоды Его проповеди, Его распятия и воскресения, или же исказим их в себе и не примем того, что нам открыл Господь. Будем всеми силами стараться соблюдать эти догматы, которые нам оставлены в Церкви святыми отцами, будем соблюдать те евангельские заповеди, которые раскрыл нам Сам Господь Иисус Христос. Будем благоговейно поклоняться иконам, потому что первая икона, как мы знаем, была нерукотворно изображена на убрусе и отослана царю Авгарю. Царь Авгарь болел неизлечимой болезнью, и он послал своего живописца, чтобы тот написал лик Господа Иисуса Христа. Живописец пришел к Господу и стал изображать Его лик. И он увидел, что лик сиял и менялся, и он не мог его написать. Тогда Господь взял холст у иконописца, приложил его к Своему пречистому лику, отдал его живописцу, и живописец с удивлением увидел, что на нем изобразился лик Господа Иисуса Христа. И вот тропарь этому нерукотворенному образу мы сегодня читаем: «Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий…». Мы действительно поклоняемся пречистому образу, пречистым образам Божией Матери и всех святых.

Первый лик, икона Богоматери был изображен еще евангелистом Лукой. Он его изобразил на том столе, где обедали апостолы, где они сидели вместе с Господом и Божией Матерью. И потом этот образ чудотворный благословила сама Божия Матерь. Она явилась и сказала, что на этом образе будет всегда пребывать Её благодать и благословение. Этот образ, по преданию, есть образ Владимирской иконы Божий Матери. И другие образы чудесно были изображены. Будучи на Афоне, я видел один образ, который сам написался. «Зограф» -болгарский монастырь на Афоне, так и называется «самонаписанный» (в переводе «зограф» — «самонаписаться»). Там самонаписалась икона Георгия Победоносца, чудесным образом. Один из епископов, с сомнением разглядывал эту икону и сомневался, что эта икона могла сама написаться. Он приложил к этой иконе палец, как Фома. И совершилось чудо: он не мог уже оторвать свой сомневающийся палец от этой иконы. И как ни молились, как ни плакали, как ни взывали к Господу и ни просили прощения, ничего не могли сделать, пришлось отрезать пучку пальца. И до сих пор эта икона с отрезанным пальцем находится на Афоне. Чудеса происходят от икон и до сего дня, и мы видим, многие иконы мироточат, даже кровоточат, это небесные знаки для маловерующих, знаки, чтоб если мы сами не можем поверить, то хоть поверим в иконы, которые свидетельствуют о небесной жизни, которые пытаются нас разбудить. И уже до того дошло состояние нашего человечества, что сами иконы плачут, что они кровоточат, ибо видят, что наши души настолько уже окаменели, что даже слезы не могут сделать их человеческими. И вот потому Господь являет нам чудеса, чтоб хоть немногих спасти, хоть немногих привести в чувство, хоть немногих заставить задуматься о реальности другого бытия, небесного. Потому мы должны чтить иконы и задуматься о том, что они нам говорят. И мы видим, что и в нашем храме, и в других храмах иконы мироточат. Это небесное свидетельство, небесное обращение, чтоб мы покаялись, чтоб мы отстали от своих грехов, пришли к Богу и стали жить по Его божественным заповедям. Будем же почитать иконы святых угодников, Божией Матери и Господа, будем поклоняться пречистому образу Господа нашего Иисуса Христа, будем хранить те догматы, которые даны нам Святой Православной Церковью для нашего спасения.