Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня торжественный день Святой Троицы и Пятидесятницы. Сегодня мы празднуем великий праздник Сошествия Духа Святого на апостолов и на всю Церковь Христову. В Ветхом Завете Пятидесятница также праздновалась, но праздновалась по случаю того, что именно в пятидесятый день после исхода из египетского рабства еврейскому народу было дано синайское законодательство. В 16 главе Второзакония, в 17 стихе сказано, чтобы евреи приходили в этот день в храм, благодарили Бога и приносили плоды, ибо этот день назывался еще праздником жатвы. Ветхий Завет был тенью, прообразом Нового Завета. Плоды, которые должны были приносить евреи в храм в Ветхом Завете, знаменовали собой плод самый главный, самый основной – плод Духа Святого.

В пятидесятый день после Пасхи, после Воскресения Христова, Господь ниспослал Утешителя, Духа Святого на Своих апостолов и учеников. Он говорил им, что Ему надлежит взойти на небо, и, понимая, как сожалеют об этом апостолы, утешал их: если Я не пойду, то Дух Святой не придет к вам. И вот, в сороковой день Он вознесся на небо, а в пятидесятый день, по Своему неложному обещанию, Он ниспослал Духа Святого на Своих учеников. В этот день ученики были чудесно собраны в Сионской горнице, и с самого утра пребывали в молитве. Вдруг все услышали шум, будто бы от несущегося бурного ветра, и потом над каждым из апостолов почил как бы язычок пламени. И апостолы, как мы знаем из Деяний, в упоении Духом Святым начали говорить разными языками, так, что когда они вышли к народу, то люди подумали, что они уже с утра были пьяны. Они действительно были опьянены благодатью и радостью, и говорили много о воскресшем Христе, говорили о плодах Его искупительной крестной жертвы, говорили и проповедовали о Царствии Божием, как их об этом наставлял и учил Господь наш Иисус Христос. И все удивлялись силе их слов, и многие в это время пришли ко Господу и стали Его последователями, тысяча мужей в этот день обратились ко Христу. Это начало нашей Православной Церкви. И вот, этот Святой Дух, Который сошел тогда на апостолов, преемственно передается в нашей святой Православной Церкви всем епископам, и через епископов, которые имеют на себе апостольское достоинство, священникам и всем верным чадам Церкви.

Благодать Святого Духа – это и есть тот плод, который дается нам. И мы также должны не с пустыми руками приходить в Церковь. Мы также должны принести плоды Духа Святого. О плодах Духа Святого сказано в послании апостола Павла к галатам: плоды же Духа: любовь, благость, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание, то есть это добродетели, которые мы должны принести Богу. Мы трудимся на ниве нашего сердца, искореняем из него сорняки злых помыслов, тернии и волчцы страстей и худых пожеланий. Мы искореняем эти злые поросли из нашего сердца, и вместо них мы должны насадить в нем добрые желания, добрые мысли и добрые чувства. Но кто может дать нам эти чувства? Мы знаем, что сами мы не сможем сделать это, если нам не поможет сила свыше. В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как Господь воззвал: кто жаждет, иди пей воду жизни даром. И действительно, кто может напоить наши силы души, кто может утолить голод нашего ума, дать для него пищу истины, кто может нашим чувствам дать блаженство и кто нашей воле может дать правду? Только Господь. Только Он может насытить нас, только Он может дать нам благодать, тот дождь, который оросит землю нашего сердца, чтобы она смогла произвести добрые плоды. Но нам нужно трудиться, трудиться над искоренением этих терний и волчцев. Мы знаем, что много сейчас соблазнов в мире, много неправды, и действует на нас мир, засевает враг, тайно ночью, как это сказано в одной из притч, между пшеницей свои плевелы. Потому мы должны зорко следить за нашим сердцем и вырывать сорняки, чтобы, когда придет жатва, когда придет славное Второе пришествие Господне, мы смогли оказаться с Господом и войти в Царствие Божие.

День Пятидесятницы ? это для нас великий праздник, ибо если бы не сошел Дух Святой на апостолов, то человечество не могло бы спастись. Мы должны ценить этот великий дар Божий, благодать Святого Духа, ибо в этом даре заключается все дело нашего спасения. Преподобный Серафим Саровский говорил: стяжи Дух Святой, стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи. Это главная задача – стяжание благодати Святого Духа. Каким же образом стяжается благодать Святого Духа? Прежде всего, верой, истинной верой, которая нашей святой Православной Церковью апостольской сохранена в полноте. Также этот дар мы можем приобрести, участвуя в таинствах церковных. Здесь в храме, в таинствах церковных мы принимаем особую благодать. Очищаем себя от плевел, от терний и волчцев в таинстве исповеди, и благодатью Святого Духа попаляются, пожигаются в нас все эти колючки. Мы омываемся силой благодати Святого Духа, этой живой водой, и живопитаем себя ею через таинство Причащения, Елеосвящения и через другие таинства. Через молитву, через чтение Слова Божия, Псалтири мы получаем благодать Святого Духа. Но дверь нашего сердца может закрыться в любой момент, когда человек грешит. Мы сами чувствуем, как только мы раздражились, как только что-то подумали или посмотрели, опустошается наше сердце от этого дара Духа Святого, приходит тоска, уныние, свидетельствующие о том, что мы лишаемся благодати. Ведь важно не только принять дар ? еще важнее его сохранить. Представьте себе, что некоему человеку дано на сохранение великое сокровище, много золота, а он, вместо приумножения этого богатства, расточает его, проматывая на увеселения, на игорные дома и прочая. Что сделает хозяин этого сокровища, увидев такое отношение? Конечно же, он накажет своего раба. Так и Господь – Он дает нам дары Духа, и ждет, что мы их приумножим ? кто в десять раз, кто в пять, а кто, по силам, хоть в один раз. Главное, не закапывать эти дары, а приумножать их, как это показано в притче евангельской. Чтобы Господь нас похвалил, как Своих верных рабов. Каким же образом мы можем их приумножить? Делая добро, исполняя заповеди, любя ближних и Бога, как об этом нам заповедал Господь наш Иисус Христос в Евангелии. Это тяжело, мы знаем, что враг сеет свои семена через людей, которые пытаются озлобить нас, но мы не должны обращать внимание на козни дьявольские, а должны уповать на Бога и просить у Него помощи, трудясь при этом не покладая рук. Мы знаем, что если мы запустим поле, то сорняки заглушат добрые растения. Так и в нашем сердце – если мы оставим наше сердце на самотек, и не будем ухаживать за землей нашего сердца, то заглушат его злые помыслы, желания и страсти. Потому будем трудиться над нашим сердцем, будем стараться не допускать туда злых помыслов, желаний, а приготовим его для того, чтобы в наше сердце вошла благодать Святого Духа. И когда Господь будет стучаться и увидит, что готово наше сердце принять Его, то Он скажет: Мы (то есть Пресвятая Троица) придем сюда, поселимся и будем жить в этом доме, доме сердца. И апостол Павел о том же говорит: вы есте церкви Духа Святого. И потому-то мы не должны осквернять наше сердце, а должны соделать его обиталищем, вместилищем Духа Святого. И стараться не расточать этот дар Духа Святого, который мы принимаем здесь в церкви, стараться хранить себя, выходя из церкви, и приумножать дары не только в себе, но и в наших близких. Ибо если люди увидят радость на наших лицах, если увидят сияние света, которое видели на святых, то они и сами преобразятся, и, благодаря им, по слову Серафима Саровского, спасутся тысячи. Аминь.

Епископ Тихон (Софийчук)