1 По прошествии дней шести,
Через шесть дней (по (Лк. 9:28) – восемь, т.к. учитываются вместе с промежуточными и два крайних неполных дня) после исповедания апостола Петра Господь с избранными учениками восшел на высокую гору. Восхождение души на Фавор, на высоты богопознания и духовного озарения совершается постепенно. В начале человек неопределенно исповедает Бога, не имея внутреннего опыта Божественного озарения, как это произошло с апостолом Петром, когда Иисус Христос спросил: “вы за кого почитаете Меня?” Симон же Петр отвечая сказал: Ты Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах”(Мф.16:15-17). Но потом уже внутренне подготовленных учеников он удостаивает более совершенного откровения. Так происходит и в духовной жизни, внутренний голос, совесть подсказывает искренне верующему человеку, на основании внешнего опыта познания через чтение и молитву, что Иисус Христос есть истинный Бог. И когда Господь видит, что верный пришел в меру определенного духовного возраста, то удостаивает его более высокого откровения, беря с Собой на Фавор. На Фавор идут после “шести дней”, которые являются образом труда, указанных Господом: “Шесть дней работай” (Исх.20:9). Так и на духовный Фавор человек восходит после трудовой недели жизни, для того чтобы вкусить сладость “восьмого дня” (Лк.9:28) будущей жизни перед завершением крестного пути подвига жизни.
Когда заканчивается путь подвижнической борьбы с грехом и человек приобретает основные христианские добродетели, тогда Господь преображает душу в меру восприятия человеком благодати Святого Духа.
Преображение праведников совершиться во второе славное Пришествие Господа нашего Иисуса Христа, когда та основа добродетелей, которую заложили люди на земле, раскроется во всей полноте и человек получит нетленную благодать и вечно будет с ангелами славословить своего Творца.
взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его,
Для утверждения истины какого-либо события требовалось по ветхозаветному закону два или три свидетеля, потому Господь показывает Свою Божественную славу трем апостолам, чтобы свидетельство прочих не подлежало сомнению. Господь взял на гору трех избранных апостолов, обладавших особенными духовными качествами и дарованиями. Они воплощают в себе три важнейшие христианские добродетели – веру, надежду и любовь, без которых никому не возможно увидеть Царство Божие. Апостол Петр был проникнут живой и горячей верой, он первый среди апостолов исповедал Иисуса Христа Сыном Бога живаго (Мф.16:16); апостол Иаков, как показало будущее, имел твердую надежду на Бога, которая проявилась в нем как в первом мученике среди апостолов за Христа, ради надежды на будущее воздаяние, за своего возлюбленного Учителя (Деян.12:2); апостол Иоанн Богослов пламенел той божественной любовью ко Господу, через которую соделался наперсником Христовым на Тайной Вечери(Ин.21:20), а затем был удостоен чести усыновления Пресвятой Богородице, и все его писания проникнуты особой любовью к Господу и людям. Все три апостола впоследствии названы апостолом Павлом “столпами” (Гал.2:9). Прочие апостолы, вероятно, еще не были способны (Ин.16:12) перенести славу Преображения, т.к. даже избранные апостолы упали ниц и в великом страхе были вне себя, особенно для предателя был нестерпим свет Преображения. Тем, что Господь берет на Фавор трех апостолов, Он как бы указывает, что только избранные души ведутся к Фавору тремя добродетелями, и, для того, чтобы наслаждаться в Царствии Божием лицезрением Господа, необходимо подражать в крепкой вере – апостолу Петру, в непоколебимой надежде – апостолу Иакову, в огненной любви – апостолу Иоанну.
и возвел их на гору высокую одних,
Фавор – это духовный подъем, вдохновение, экстаз. Желающий удостоится от Бога откровений и видеть Его славу, должен оставить земные пристрастия и устремится в горняя, в небесная. Ум, погруженный в земную суету, не может видеть славу Божию и озаряться светом благодати. Господь возводит учеников на “гору высокую”, чтобы научить их богомыслию и трудолюбию. Высота горы образ богомыслия, восшествие на гору – указание на труд: Богомыслие наслаждается внутренним зрением Христа, а трудолюбие привлекает на себя взоры Его ”виждь смирение мое и труд мой” (Пс.24:18). Если трудности и усилия требуются при телесном восхождении на гору, то тем более требуются труды при восхождении на высоту духовного совершенства, постоянные усилия при совершении добрых дел.
Фавор – в переводе с еврейского “чертог чистоты и света”. Желающий увидеть славу Божию, должен иметь сердце чистым: ”Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”(Мф.5:8).
2 И преобразился пред ними:
“пред ними” – Господь преобразился не для Себя, а для учеников, т.к. духовный, божественный Свет всегда и неизменно принадлежал Господу – по Божеству безначальному Свету, но его не видят люди не просвещенные благодатью Святого Духа, которые не восприняли еще в себя божественный Свет.
На Фаворе Господь преобразился, чтобы мы знали о славе уготованной “любящим Господа”(1Кор.2:9).
Преображение Господне было новым Богоявлением для Его учеников, которые при первом Богоявлении, во время Крещения, не были еще призваны в звание Апостолов. Свидетелями первого Богоявления во время Таинства Крещения становятся многие, а свидетелями второго – только избранные ученики.
и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. “Взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею” (Лк.9:28-29).
Господь перед преображением молился для того, чтобы показать нам, что человек наиболее преображается, одухотворяется во время молитвы, т.к. молитва – наиболее действенное духовное делание, которое возносит человека к Богу, отрывает от земли.
Свет Фавора – нетварный благодатный свет Божества, “присносущий”, вечно принадлежащий Ему. Он открывается людям по мере просвещенности их нетварной благодатью Святого Духа. Когда Божественный фаворский свет осияет душу, тогда душа и лицо, которое является зеркалом души, сияют ярче солнца. Божественный Свет изменяет, преображает даже материальную природу, свидетельством этому являются мощи святых и их одежды от которых совершаются чудотворения.
“Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить” (Мк.9:3) – указание на неземную причину изменившую природу ткани. Сколько б не трудился человек в таинстве покаяния, сколько б не вверял одежду своей души “земным белильщикам” – исповедникам, пока не придет благодать к человеку и не преобразит его, до тех пор сердце его не может видеть тайны Божии, но когда Господь – “источник жизни”(Пс.35:10) преобразит человека – тогда “во свете” Его “чистым сердцем”(Мф.5:8)“мы видим свет”(Пс.35:10) – “Царствие Божие, пришедшее в силе”(Мк.9:1).
“Если будут грехи ваши как багряное, – говорит Господь словами пророка Исаии, – как снег убелю; если будут красны как пурпур – как волну убелю”(Ис.1:18).
“Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но пробудившись увидели славу Его, и двух мужей, стоявших с Ним”(Лк.9:32). Так и душа даже духовных людей часто отягчается земной немощью, засыпает нерадением даже тогда, когда Господь берет ее с Собой, но Спаситель внезапно пробуждает ее и показывает славу Свою.
3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
Когда Господь спрашивал Своих учеников за кого люди почитают Его, то они ответили: “один за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков” (Мф.16:14). По всей видимости, явились пророки Моисей и Илья для того, чтобы показать, что Иисус Христос есть Господь, а не один из великих пророков, и что Он не нарушает закона данного через Моисея, что утверждали иудеи. Нужно было уверить учеников, что Иисус Христос не Илия, ни Иеремия и не один из древних пророков, как думал народ, а Единородный Сын Божий. Для этого вызываются два древних великих пророка – Моисей и Илия. Нужно было показать, что Господь Иисус Христос есть Владыка живых и мертвых, и вызываются свидетели – Илия, никогда не умиравший, но взятый живым на небо колесницей огненной, и Моисей, как один из умерших пророков. Моисей и Илия явились, чтобы показать, что Он есть Господь закона и пророков, живых и мертвых.
В момент Преображения, Божественного озарения жизнь души наполнена общением с духовным миром, с миром праведников, размышлением о законе и пророках, яркими представителями которых были Боговидец Моисей и пророк Илия.
“Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме” (Лк.9:31). Господь говорил ученикам, что Ему нужно идти в Иерусалим, чтобы там пострадать и умереть. Явившиеся Моисей и Илия говорили с Христом о Его страданиях и смерти в Иерусалиме, чтобы ученики знали, что страдание и смерть их Учителя предусмотрены заранее, что они совершаются не по человеческому произволу, а по Божественному предопределению. Нужно было удостоверить учеников, что под уничиженным видом плоти Христа сокрыта Его божественная слава, и эта слава является на Фаворе ученикам в сиянии лица Господа, подобно солнцу, и просветлению Его одежды как свет. Господь показал апостолам – какая слава ожидает в будущей жизни их и всех, кто последует за Христом крестным путем страданий. На Фаворе ученикам была показана слава божества Господа, и прославление человеческой плоти Им воспринятой.
Общение с небесным миром имеет своим центром искупительный подвиг Господа Иисуса Христа – страдание, смерть и Воскресение. В горнем мире душа вся проникается искупительной тайной спасения человека.
4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
Есть особое блаженство в общении с Богом, с которым не сравнимы никакие сладости земные, и апостол Петр, испытавший сладости мира, восхищенный Божественной славой Господа, забывает все земное и предлагает навсегда остаться в этом состоянии. Так и душа, озаренная Божественной благодатью, забывает все земные сладости и хочет всегда быть с Господом. Насколько человек испытывает блаженство небесное, настолько он теряет вкус к земным удовольствиям.
Апостол Петр еще не знал, что для того, чтобы постоянно находиться с преобразившимся Господом, необходимо познать силу Его Воскресения, и затем принять добровольное участие в Его страданиях, “сообразуясь смерти Его” (Филип.3:10). Перед Крестом было Преображение, в духовной жизни после озарения благодатью приходит искушение, и чем больше посещение благодатью – тем сильнее искушение.
5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
Господь неоднократно говорил о том, что Он пришел от Отца исполнить на земле волю Его, поэтому нужно было, чтобы Сам Отец благоволил засвидетельствовать об этом. И вот, слышится голос Отца свидетельствующий о Сыне из облака, для того чтобы показать этим, что здесь говорит Тот, кто древле являлся Моисею в облаке.
6 И услышавши ученики пали на лица свои и очень испугались.
7 Но Иисус приступив коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
8 Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
После Божественного озарения душа ничего не хочет видеть и знать кроме Господа.
9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
В Ветхом Завете в книге Судей (Суд.4:6-23)описывается событие, совершившееся на Фаворе. Когда начальник ханаанских войск Сисара пришел для истребления израильтян, тогда предводитель израильтян Варак взошел на Фавор, и, собрав здесь все израильское войско, устремился на врага и окончательно разбил все ханаанское войско. Это событие таинственно повторил Господь в Своем Преображении: намереваясь окончательно победить адского Сисару – диавола, Он прежде всего взошел на Фавор, чтобы здесь собрать всех верных “израильтян” типичными представителями которых были: из царства земного – апостолы, из царства небесного – пророк Илья, т.к. он был взят живым на небо, и из царства подземного – Моисей, т.к. все праведники в Ветхом Завете сходили в шеол, и вооружившись явлением славы Божией устремиться на диавола и победить его.
Так и христианину для того чтобы победить диавола нужно взойти на гору чистоты и богомыслия, собрать все свои духовные силы: взять с собой три главные добродетели — веру, надежду, любовь, укрепиться ревностью пророка Ильи и мужеством боговидца Моисея, преобразиться помощью Божией – благодатью Святого Духа, и устремиться всеми силами на диавола и с помощью Божией победить его терпением скорбей и самораспятием себя злу.
Кондак праздника говорит зачем преобразился Господь перед апостолами: “На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние”. Ученики не могли понять тайны искупительного подвига Господа, потому не могли свыкнуться с мыслью, что Ему надлежит пострадать, они думали, что крест не согласен с Его Божественным, Мессианским достоинством, с Его славой как Мессии, не согласен с пророчествами о Нем, но явившиеся пророки вразумили их в этом т.к. “они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме”(Лк.9:31), т.е. о Его страданиях и смерти, посредством которых Он должен войти в славу Свою.
Испытав хоть однажды чудо Преображения, ученики никогда впоследствии не могли забыть этого, и они находили в этом опору для убеждения в правильности избранного ими пути и побуждение ревностно исполнять заповеди Господа.
Епископ Тихон (Софийчук)