(Мф. 14:14-21)
(Мк.6:30-44; Лк.9:10-17; Ин.6:1-13)
14 И вышед Иисус увидел множество людей и сжалился над ними и исцелил больных их.
15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть.
17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
18 Он сказал: принесите их Мне сюда.
19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и преломив дал хлебы ученикам, а ученики — народу.
20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
21 А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
(Мк.) 34 Иисус, вышед, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.
35 И как времени прошло много, ученики Его, приступивши к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много;
36 Отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба; ибо им нечего есть.
37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?
38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнавши, сказали: пять хлебов и две рыбы.
39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.
40 И сели рядами по сто и по пятидесяти.
41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.
42 И ели все и насытились;
43 И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов;
44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.
45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.
(Лк.) 10 Апостолы возвратившись рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.
11 Но народ узнав пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.
12 День же начал склоняться к вечеру. И, приступивши к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.
13 Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?
14 Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.
15 И сделали так, и рассадили всех.
16 Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.
17 И ели и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.
(Ин.) 1 После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады;
2 За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.
3 Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими.
4 Приближалась же Пасха, праздник Иудейский.
5 Иисус, возвед очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?
6 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.
7 Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.
8 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:
9 Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?
10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.
11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.
12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.
13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.
14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.
15 Иисус же, узнав; что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один.
Сначала Господь духовно исцеляет больных душой, а затем питает их. Так как если не исцелит душу от грехов и не уврачует от недугов духовных, то никто не может принять пищу Божественную –учение о Царствии Божием(Лк.9:11), слово исходящее из уст Божиих (Мф.4:4).
Господь взирает на небо для того, чтобы научить нас просить пищу у Бога, а не у диавола, как делают те, кто живет неправедными доходами.
То что Господь дал хлеб апостолам, а они – людям, указывает на право и власть апостолов и их приемников (епископов и священников) учить и совершать Таинства.
То что Господь напитал такое множество народа, и еще остались излишки заполнившие двенадцать корзин – указывает на преизбыточествующую премудрость и силу в учении Христа, которое не могли вместить люди. Миссию разъяснять это учение взяли на себя двенадцать апостолов и понесли, так как им “дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так – что они видя не видят и слыша не разумеют”(Лк.8:10).
Жены и дети исключаются из числа – значит, что для того, чтобы питать себя Словом Божиим – христианин должен быть в зрелом духовном возрасте, не быть дитем по уму и расслабленным чувственно как женщина, а быть мужественным и собранным духовно.
Пять тысяч народа – пять поврежденных чувств человека: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, которые врачуются Господом и питаются благодатью, которая подается через изучение слова Божия. Для каждого чувства свой хлеб, своя форма (в Церкви зрение питается красотой храма, икон, богослужения; слух – слушанием Слова Божия, молитвенными песнопениями; обоняние – запахом ладана и восковых свечей; вкус – вкушением Тела Христова, просфоры, антидора и святой воды; осязание – прикладыванием ко кресту, иконам, др. святыням и братским лобызанием. Через все это мы питаем себя благодатью).
Мы не должны отпускать свой народ – чувства в прежние селения греха, где они питались страстной душевной пищей, но приучать их питаться духовной пищей в Церкви Христовой.
Господь “сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря, и начал учить их много” (Мк.6:34) – действительно если у человека чувства не устремлены к Богу, то они рассеиваются по своим похотям, в которых ищут суррогаты утраченного блаженства.
Хлеб – печется из семян которые собираются с поля, отделяют зерно от плевел, перемалываются на мельнице в муку, затем муку заливают водой, солят, бросают закваску замешивают тесто и когда тесто вскиснет – пекут из него хлеб в печи. Здесь приточное указание на процесс познания: семя – логосы Божественной мудрости посеянные во всем Богосотворенном мире – “поле”, человек собирает их отделяя истину от “плевел” и “перемалывает” на жерновах ума и сердца, затем замешивает тесто будущего мировоззрения в свете Нового Завета – “новой закваски” но без “воды и соли” – благодати Святого Духа – не возможно замесить тесто, нужен также и свой тяжелый труд, понуждение – “замешивание”, и когда все вскиснет – т.е. весь человек преобразиться, тогда его мудрость испытывается терпением в горниле искушений.
Две рыбы – Писания апостолов-рыбаков: Евангелие и Апостол. Рыба плавает на глубине – это образ глубоких тайн, сокрытых в Священном Писании. Самого Господа древние христиане символически изображали в виде рыбы. ИХФИС – (древн.-греч – рыба): Иисус Христос Божий Сын Спаситель.
Господь повелел возлечь на траву – говорит о том, что нужно смириться для того чтобы понять учение Христа.
Это Евангельское повествование имеет глубоко литургический смысл. Господь не хочет отпустить народ, чтобы он пошел в селения и купил себе пищи, которой он питался прежде, когда жил не зная Господа, а дает им новую пищу— “Я есмь хлеб жизни, — учил Господь, — приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда” (Ин.6:35), “хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира”(Ин.6:51). “ядущий его не умрет (Ин.6:50).“ Сей-то есть хлеб, сшедший с небес; не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек” (Ин.6:58).
Истинный наш хлеб, дающий вечную жизнь – есть Господь наш Иисус Христос, Этого Хлеба мы причащаемся за Божественной Литургией. Сколько бы христиан не причащалось на Литургии – никто не лишается Тела Христова и даже остается в Чаше, которую потребляет священнослужитель.
Епископ Тихон (Софийчук)