Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
В сегодняшнем Евангелии мы слышали о том как Господь исцелил двух слепцов и одного бесноватого. Тяжкий недуг не видеть белого света, не видеть солнца, не видеть деревьев, не видеть той красоты Божией которая окружает нас. Не видеть людей – тяжкий недуг, но еще более тяжкий недуг – не видеть Господа в Его создании, в природе, в самом человеке – который создан по образу и подобию самого Бога Пресвятой Троицы.
Слепцы были телесно слепы, но они ж всё-таки увидели Господа и попросили чтоб Он их исцелил, а фарисеи хоть видели Его своими очами, но не узнали Его, и в своём ослеплении душевном стали порицать за те исцеления которые Он сделал. Господь их обличал и показывал их внутреннюю слепоту, внутреннюю немоту, внутреннюю бесноватость. Почему так произошло, почему тот народ, который был избран в Ветхом Завете, который должен был встретить Мессию, был слеп. Да потому что возгордился. Господь в Ветхом Завете выбрал самый маленький, самый уничиженный еврейский народ который был в рабстве, он был «жестоковыйный» как сказано в Ветхом Завете, всегда уклоняющийся в идолопоклонство. Даже когда он чудесно прошёл через Красное море, то возле Синайской горы сделал себе кумира – золотого тельца и стал танцевать перед ним и поклоняться ему. Вот такой слабый народ выбрал Господь именно для того, чтобы в его немощи показать Свою силу. Но они возгордились, они возомнили, что избраны за свои какие-то особые качества, но ошиблись и в своей гордыне не узнали Спасителя, который пришёл в «зраке раба». Они думали, что он придёт на коне с великим войском, в великой внешней славе и освободит их. По своей гордыне думали, что он воцариться над Израилем и над всем миром. Да действительно Господь пришел, чтобы воцариться над всеми людьми только не в земном, а в духовном Царстве, и Господь и есть Царь духовного Царства – этого не могли и не могут постичь иудеи. Они не могли принять такого Спасителя, которого по своей гордыне видели, а точнее сказать не видели. И в этом и премудрость: Господь пришёл, чтобы спасти уничиженных, прокажённых, нищих, больных, хромых, слепых, немых – тех, кто ожидали врача, кто ожидал спасение своей души, страждущей от греха и от власти дьявола. И Господь действительно победил дьявола, пришёл и исцелил и до сего дня исцеляет желающих и обращающихся к Нему.
Первый человек – Адам был и здравым и зрячим, но после того как он нарушил заповедь в Раю – стал слепым, ибо когда Господь спрашивает: «Адам где ты?» Он прятался. Этим самым он показывал свою слепоту душевную. Как можно спрятаться от Бога? Но тем что Адам прятался он показывает, что ослеп своими внутренними очами. Око сердца, ока ума его стало слепо, затянуто дымкой греха который повредил духовное зрение, и за это он был изгнан из рая, и вместе с ним и все мы, чтоб всю меру греха познать на себе.
Перед пришествием Господа человечество дошло до такой крайней степени греховности что уже ожидало пришествия Спасителя (также как и сейчас). И языческие мудрецы и ветхозаветные законники ожидали что должен прейти кто-то Тот Кто избавит их от внутренней слепоты и от разъедающей душу и тело греха. И вот действительно пришёл Спаситель, но Спаситель прежде всего наших душ. Он пришёл не для того, чтобы во-царить нас здесь на земле – мы здесь временно, а для того, чтобы вернуть нас в Небесное Отечество. В этой земной жизни мы всего лишь на семьдесят от силы восемьдесят лет и множество их этих дней болезни и труды. А затем, после того как человек умирает он идёт к Богу и если сделал доброе дело то он воцаряется со Христом, с Богом в царствии Божием. А если делал злые дела, то он будет низвергнут в ад и мы должны это увидеть. Множество людей сейчас мнят себя быть зрячими, но они внутренне слепы. Око их души слепо, слеп их ум, но если можно ещё как-то понять слепоту тех ветхозаветных людей, которые может быть были обмануты своими ожиданиями, то сейчас не простительно нам христианам быть слепыми, ибо всё так ясно сказано в Евангелии. Но к сожалению сейчас очень многие слепы, единицы только видят промысел Божий и в своей жизни, и в обществе, и в творении Божием Творца, видят в заповедях тот Божественный закон, который может дать только Господь, его высоту, его Божественность.
Мы все с вами когда-то были слепыми, каждый может это вспомнить: мы ходили слепыми и падали в темную яму грехов и пороков. И водимы были вождями слепыми которые сами впадали в яму ада и нас вели к погибели, но Господь сжалился над нами, Он привёл нас сюда в Церковь Свою и здесь мы прозрели от внутренней слепоты, так же мы исцелились от немоты – мы прославляем в Церкви Бога, прославляем Его в своих молитвах и это избавление от нашей немоты, по примеру того Евангельского немого бесноватого. И от всех бесов нас Господь так же избавляет. Он избавляет нас от беснования которым мы были оДЕРЖИМЫ так, как все грехи это беснование. Над каждым грехом есть начальник бес. Беснованием является блуд, чревоугодие, сребролюбие, гордость, раздражительность – все эти грехи которые мы порой делаем – это всё есть подчинение злым бесам. Они постоянно нас искушают, постоянно пытаются нас низринуть в адскую пучину.
Господь в Таинстве Исповеди, Таинстве Причащения, Таинстве Елеосвящении, и других Таинствах избавляет нас от беснования. Многие из наших близких не понимают этого, как не понимали иудеи (да и не понимают до сего дня) и поносят и нас и Церковь и даже самого Бога. Это бывает даже с нашими близкими, с мужьями, жёнами, в обществе, на работе. Люди слепы и свою слепоту показывают тем, что хулят Бога, хулят Церковь и хулят и самих нас.
Но мы увидели Истину и Истина – Христос сделал нас духовно зрячими, увидели тот Свет который может увидеть только чистый сердцем. Будем стараться ещё более очищать свои сердца, чтоб увидеть еще больше, узреть то что нам Господь может показать и в Евангелии, и в промысле о нас и о мире. Будем стараться очищать свои сердца покаянием, будем стараться возноситься своим умом и сердцем в молитве к Богу и тогда Господь покажет то, что не приходило нам на ум, то что и очи наши не видели и на сердце не приходило то, что Господь показывает любящим Его. Аминь.
Епископ Тихон (Софийчук)