1 И проходя увидел человека, слепого от рождения.
2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
Как может человек не родившись согрешить? В вопросе апостолов слышится противоречие, но они видели как Христос исцелил ранее расслабленного и сказал ему: “вот, ты выздоровел, не греши же, чтобы не случилось с тобой чего хуже”(Ин.5:14), теперь же видя слепого, недоумевают, как бы говоря: “Допустим, что тот был расслаблен за грехи, но что Ты скажешь об этом.? Он ли согрешил? Но этого нельзя сказать, потому, что он слеп от рождения. Или может родители его согрешили?”.
3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии;
Т.е., чтобы через его исцеление открылось, что Христос есть Свет мира, что Он пришел в мир для просвещения человечества, пребывающего в слепоте духовной, образом которой является слепота телесная.
Неужели для того, чтобы на слепом явилась слава Божия, необходимо было страдать в слепоте так много лет? Неужели не могли люди прославить Божию силу с большей радостью если бы увидели человека, одаренного всем богатством человеческих возможностей? Из личного опыта приходится ответить: люди не прославляют Бога когда им хорошо, так как это кажется естественным, но только выздоровевший больной может оценить здоровье.
Но самое главное, что этот человек прозрел не только физически, но и духовно.
4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день,
то есть пока Я еще нахожусь для всех видимым на земле
приходит ночь, когда никто не может делать;
то есть время Моего отшествия из мира, когда чудесное действие в мире Спасителя не будет таким явным как теперь.
5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
Видимое действие Христа, озарение мира, продолжается лишь в течении Его земной жизни, которая подходит к концу.
6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
Все это было нужно для возбуждения веры в исцеляемом, чтобы дать ему понять, что над ним будет сейчас совершено чудо.
7 И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: “посланный”. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
Силоамская купель находится на юго-восточной стороне Иерусалима при подошве гор Сион и Мориа, она была устроена на Силоамском источнике, вытекавшем из-под Сионской священной горы. Из Силоамского источника в праздник Кущей один из священников брал воду в храм для торжественного возлияния на жертвенник в последний день праздника из золотого сосуда при звуках труб и кимвалов, при радостных восклицаниях народа и пении аллилуйных псалмов(Пс.112-117). Это совершалось в память чудесного изведения воды из камня во время странствования евреев по пустыне(Числ.20:11). “Камень же был Христос” (1Кор.10:4). “Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – пророчествовал пророк Исаия, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится (Ис.28:16),“и на сем камне Я создам Церковь Мою, – обещал Господь,– и врата ада не одолеют ее”(Мф.16:18). Именно этот “камень, который отвергли строители, соделался главою угла”(Пс.117:22), “и тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит”(Мф.21:44), об этом пророчествовал пророк Даниил, когда толковал сон Навуходоносора(Дан.2:31-45). “Он для верующих, драгоценность, а для неверующих… камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены” (1Петр.2:7-8). На этом краеугольном камне “благодать, благодать на нем!”(Зах.4:7),– восклицал пророк Захария.
Именно в Сионской горнице установлено Таинство Евхаристии, здесь же была излита благодать Святого Духа на апостолов во время Пятидесятницы, просветившая через них все народы, “и в радости будете почерпать воду из источника спасения, – пророчествовал Исаия,– … веселись и радуйся жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев”(Ис. 12:3,6).
Христос посылает слепого к источнику “Силоам”, что значит “посланный”, показывая, что Он есть истинный Посланник Божий, осуществление всех Божественных благословений, прообразом и символом которых был для евреев Силоамский источник.
Спаситель повелевает слепцу пойти на Силоам для того, чтобы показать, что послушание и вера, необходимые для получения исцеления, созревают постепенно. Слепорожденный не потерял веру на пути к купели, наоборот, вера в нем окрепла и он прозрел. Так и вера на пути земной жизни к вечному источнику благодати Святого Духа становится крепче у верующих во Христа.
Подобно и слепых духовно посылает Господь через апостолов и их приемников, епископов и священников, в Церковь – источник Божественной благодати: ”И Дух и невеста(Церковь) говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром”(Апок.22:17). Церковь как и источник Силоамский можно назвать “посланной” проповедовать всему миру Евангелие(Ин.20:21; Мк.16:15-16), кто омоется в Таинстве Крещения в этом источнике благодати, тот прозреет духовно и “спасен будет” (Мк.16:16).
Человечество исцеляется от духовной слепоты тогда, когда во-первых, смиряется, познает что человек бренный, сотворенный из глины Богом и без Него он ничто(помазание брением), и во-вторых, когда исполнят волю Божию, а “воля Божия есть освящение ваше”(1Фес.4:3), т.е. освящает себя омываясь в Таинствах Церкви живой водой благодати Божией.
Господь плюновением и сотворением брения показывает, что Он воплотился на землю через Пресвятую Деву, взяв у Нее бренное человеческое существо, чтобы слепых духовно сделать зрячими и далее Он предпосылает людей в Церковь, этот источник Божественный благодати.
Силоамский источник заимствовал свою воду из источника Пресвятой Девы, лежащего выше источника Силоамского, на западном склоне Кедронской долины, напротив Силоамского селения, и который так назывался потому, что по преданию, Пресвятая Богородица часто ходила сюда черпать воду вместе с другими женами и девами Офела(выступ к югу от горы Мориа), так и Господь заимствовал человеческое тело у Пресвятой Богородицы, для создания Своей Церкви – кладязя Духа Святого.
8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9 Иные говорили: это он. А иные: похож на него. Он же говорил: это я.
Чудо было настолько разительным, что знавшие ранее слепца сомневались он ли это.
10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: “пойди на купальню Силоам и умойся”. Я пошел, умылся и прозрел.
12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
Чудо исцеления было совершено в суботу, когда по толкованию фарисейского закона о субботнем покое не разрешалось даже лечить больных.
15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
Между фарисеями произошел спор, потому они решили спросить исцеленного. Их не интересовал образ мыслей слепого, они хотели сделать его орудием своего злого умысла. Цель вопроса та, чтобы он, заметив какими ответами можно угодить им, восстал на своего Благодетеля и приписал свое прозрение действию волшебства, или же, если это не удастся, чтобы найти в его словах, такое, к чему можно привязаться, чтобы заподозрить действительность чуда или перетолковать его.
18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел доколе не призвали родителей сего прозревшего.
Фарисеи прибегают к другому приему, чтобы ослабить в народе действие произведенное чудом. Они делают вид, что подозревают обман, и что человек представленный им не тот , который был всем известен как слепорожденный. Для этого они обращаются к родителям слепорожденного. Может фарисеи также имели тайную надежду, что испуганные родители откажутся от сына, или выразят сомнение, действительно ли это их сын, и тогда будет легко распространить слух, что знаменитое чудо есть предумышленный обман, основанный на сходстве слепорожденного со зрячим.
19 И спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
Намеренное устрашение родителей явно из этих слов.
20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым;
21 А как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем: сам в совершенных летах, самого спросите, пусть сам о себе скажет.
22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги;
23 Посему-то родители и сказали: он в совершенных летах, самого спросите.
Расчет фарисеев не удался: родители слепого, поняв хитрость фарисеев ответили на первых два вопроса: это ли их сын и слеп ли он родился, прямо и решительно, но на третий, самый главный и опасный для них вопрос: как он стал зрячим, боясь отлучения от синагоги, то есть извержения из общества, ответили уклончиво, предложив спросить об этом его самого, как уже взрослого и могущего ответить за себя. После такого ответа фарисеи поняли, что им остается иметь дело с одним прозревшим.
24 Итак вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
Вызвав исцеленного вторично, иудеи хотели сбить его с толку внушая, что Человек исцеливший его “грешник”, влагая ему в уста ответ, который бы хотели услышать. “Даждь славу Богу” это значит как бы “признай Его со своей стороны грешником, нарушающим заповедь о субботнем покое”. На это исцеленный дает правдивый, исполненный иронии ответ.
25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
Отвечая таким образом, он избегал соглашения с наветчиками своего Благодетеля и даже подать им повод к каким-либо расспросам. Слова: я был слеп, а теперь вижу по-прежнему оставались перед допрашивающими несокрушимым свидетельством истины и вынуждали их или признать ее, или найти против нее другие, более сильные возражения, чем не хранение субботы. Но так как таких возражений не было, оставалось, во что бы то ни стало затянуть допросы и показания, и, в надежде найти хоть какую-то зацепку, которая дала бы им возможность осудить Господа, фарисеи опять просят его рассказать о своем исцелении.
26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
Но исцеленный такой неблаговидной придирчивостью вышел из себя и пришел в раздражение.
27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
Неправда попадает в собственные сети: фарисеи не получили новых показаний, но между тем своим неотступным и непрекращающимся допросом о случившемся всенародно вызвали его на вопрос, уязвивший их гордость, что вызвало укоризну с их стороны.
28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики;
29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же не знаем, откуда Он.
Руководители еврейского народа должны были разузнать откуда явился Человек, за Которым постоянно ходят толпы народа, но они лгали, говоря, что не знают Его. Но эта ложь еще больше возмущает бывшего слепого и придает ему силы в защите истины.
30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
Во тьме иногда можно лучше познать свет, чем при самом свете, и не учившись, иногда можно лучше познать истину, чем учившись ей в фарисейских училищах. Утаенное от премудрых и разумных открывается младенцам.
31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает;
32 От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному;
33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
Пораженные неумолимой логикой простого бесхитростного человека и видя, что он не будет говорить в угоду им, фарисеи не в силах были продолжать дальше спор и, укорив его в том, что он “во грехах весь родился”, понося его физический недостаток, выгнали его вон.
35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и нашед его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Господь, желавший просветить и душевные очи слепого, нашел его, открывшись ему как Исцелитель, и привел его к вере в Себя как Сына Божия. Второе прозрение выше первого, как небо выше земли.
“Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах”(Лук.6:22-23). В гонении явной становится помощь Божия, и Сам Господь открывается гонимым.
Слепыми духовно были все люди от рождения, в силу первородного Адамова греха, передающегося из рода в род всем поколениям. Грех затмевает очи души: ум, сердце, совесть и ослепляет их до такой степени, что человек видя не видит и слыша не слышит и не разумеет. Так одни слепцы взирая на красоту видимого мира, на его премудрое устройство, не видят в создании Создателя и Промыслителя всего. Другие, думающие о себе самом, о своей совести, своих мыслях и переживаниях не видят в себе бессмертной души. Иные не видят в истории руки Промысла управляющего судьбами народов ведущего все страны к известной цели.
Слеп человек гордый, мечтающий своими силами без Бога преобразовать весь мир, не имея никаких задатков для своих несбыточных мечтаний. Ослепляется наша совесть страстями и пороками, это ослепление доходит иногда до крайней степени. Ослепляет человека скупость и корыстолюбие, превращая его в бесчувственного истукана. Уподобляясь бессловесным животным человек, когда ослеплен блудной страстью и пьянством. Когда человек лжет, ворует и грабит – то он полностью слепнет, так как совсем теряет совесть. Кто полностью отдается страстям и похотям, того они постепенно доводят до полного искажения в себе образа не только Божьего но и человеческого, превращаясь в зверей холодных, тупых и немилосердных.
Господь “увидел” слепого – смилостивился над слепым человечеством, так как оно уже не было способно по своей греховности увидеть Бога, и воплотился от Пресвятой Девы. Слово Божие низошло во Святую Деву, как капля, каплющая на землю. Кто помажет свои мысленные очи брением из плюновения и земли: верой во Христа – истинного Бога(образом которого служит плюновение) и Человека(образом которого служит земля, из которого создан человек) и крестится в Церкви “посланной” от Христа проповедовать Евангелие, тот подвергнется, как и евангельский слепец гонениям от мира, князем которого является диавол, а сынами его – не верующие во Христа иудеи(Ин.8:44). Но блажен человек, которого изгонят за истину(Мф.5:11;Лук.6:22), так как его найдет Христос и почтит его особенным познанием и верой в Себя как Сына Божия и явит ему спасение Свое(Пс.90:16).
39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы не видящие видели, а видящие стали слепы.
Господь увидел, что свет Его не проник в омраченные злобой фарисейские сердца, и что из великого чуда они не извлекли для себя пользу, но больший вред, потому и говорит это. Можно быть свидетелем чуда и остаться ожесточенным в неверии, т.к. противление истине является не столько болезнью ума, сколько испорченной воли. Возлюбившие тьму, закрывают глаза, чтобы не видеть свет правды, потому не Бог их судит, а они сами себя осуждают, так как их душа закрыта для света и истины.
Следствием прихода Спасителя в мир явилось резкое разделение между людьми на верующих и неверующих.
“Невидящие” – смиренные, нищие духом, уверовавшие во Христа.
“Видящие” – те, которые в своей гордыне себя считали видящими и разумными и поэтому не чувствовали потребности в Христе-Спасителе, это мнимые мудрецы-фарисеи, отвергшие Христа. Господь называет их “слепыми” духовно, так как они не видели Божественную истину, которую принес Он на землю.
40 Услышавши это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
41 Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.
Смысл этих слов таков: если были бы теми невидящими, о которых Я говорю, то вы не имели бы греха, так как ваше неверие было бы простительным грехом неведения и слабости, но так как вы говорите, что видите, считаете себя знатоками и толкователями Священного Писания, у вас под рукой закон и пророки, в которых вы можете увидеть истину, то ваш грех есть ничто иное, как грех упорства и ожесточенного противления Божественной истине, а такой грех непростителен, так как это грех хулы на Духа Святого (Мф.12:31-32).
Епископ Тихон (Софийчук)