(Мф. 8:28-34, Мк.5:1-20; Лк.8:26-39)

28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов весьма свирепые, так – что никто не смел проходить тем путем.

И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую (Мк.5:1), “лежащую против Галилеи” (Лк.8:26).
Гергесинской называлась страна та от города Гергесы, также называлась она Гадаринской от города Гадары расположенных в одной области не далеко друг от друга. Точнее сказать – Господь прибыл в страну Гадаринскую, высадился на берег близ Гергесы, т.к. Гадара находилась на большем расстоянии от озера, Гергеса же была расположена вблизи от берега.

“… встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах” (Лк.8:27).
Душа одержимая страстями не имеет одежды благодати, и не живет в доме, то есть в Церкви, но живет в гробах, то есть в местах непотребных мертвых дел(где пьянствуют, блудят, обманывают, разбойничают и т.п.). Гроб по причине находящихся там человеческих костей, считался местом нечистым, т.к. прикосновение к мертвому телу по закону Моисееву, считалось осквернением (Числ.19:11-16).
“Он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями; потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни” (Мк.5:3-5).
Здесь образ человека, находящегося в плену зла, он живет как в гробах, потому что его жизнь – путь смерти. На высотах самовлюбленности, на крутизне гордости, на утесах эгоистического самолюбия, в ложбинах греха, в ущельях неправды и лжи, в пропастях смертных падений – его путь жизни. На этом пути человек не выносит то, что не подходит к его стезям – все доброе, что пытается исправить его душу, всякий намек на мир добра, отличный от мира зла – вызывает бешенство, человек как безумный рвет даже элементарные внешние правила приличия – правила чести, долга, рвет семейные связи и в конце концов, нарушая закон Божий, доходит до хуления Бога.

29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

“Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. “…потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыни” (Лк.8:29). И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той” (Мк.5:6-10) “в бездну” (Лк.8:31).
Как ангелы, так и люди были созданы Богом для вечного совершенствования в добре. Но после отступления от Бога добрые духи превратились в злых бесов, движение их воли получило превратный характер. Для добрых ангелов и людей блаженство заключается в движении к благу, а мучением – всякого рода зло. И наоборот для бесов добро приносит им страдания, они находят для себя некоторую отраду в паразитировании на людях, их покой в том, что они реализуют свою злую волю, упражняют ее на разрушении творения Божьего, т.к. бездействие для них мучение – об этом сказано Господом: ”Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит” (Мф.12:43). Они знают, что их ждет вечное мучение в злом бездействии, т.к. зла не существует(зло превратное направления добра), потому просят прежде времени Страшного Суда не мучить их. Господь пришел на землю для того, чтобы спасти людей от греха и власти диавола, бесы увидели что власть над человеческими жертвами стала уменьшаться, но страсть к разрушению осталась, поэтому просят Господа позволить им войти в свиное стадо, чтобы погубить их.
Во времена Иисуса Христа римские легионы состояли из шести тысяч человек, из которых одна половина была пехоты, а другая — конницы. Отвечает Господу один начальствующий бес, как в войске есть главный начальник, так и у человека есть главная страсть, которой подчиняются остальной легион страстей, т.к. одна сильная страсть открывает дверь другим порокам и страстям. Например, сребролюбие, которое есть “корень всех зол” (1Тим.6:10), открывает дверь чревоугодию, гневу, жадности, вражде, печали, тщеславию, гордыне, похоти и легиону других страстей. Если будет побеждена главная страсть – военачальник, то весь легион пороков обратится в бегство.

30 Вдали же от них (“при горе” (Мк. 1:11)) паслось большое стадо свиней.
31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней, “чтобы нам войти в них” (Мк1:12).

В Ветхом Завете запрещалось вкушать свиное мясо, т.к. свинья считалась нечистым животным (Лев.11:7; ср.Втор.14:8), она является образом грязной греховной жизни, как она вымывшись опять идет валяться в грязи (2Петр.2:22), так и грешный человек постоянно пачкает свою душу плотскими сквернами.
Свинья – образ тепло-хладного христианина (Откр.3:14-18). Она имеет раздвоенные копыта как чистые животные, подобно номинальному христианину почивающему на фарисейском внешнем исповедании “закона и пророков” двух частей Нового Завета – Евангелии и Апостоле, но не жует жвачку, т.е. не исполняет Евангельский закон делом – не переваривает его своей жизнью – то называет себя верующим, то опять, когда приходит искушение, даже и после очищения исповедью, может идти и валяться в тине страстей.

32 И Он сказал им: идите. И они вышедши пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море (“а их было около двух тысяч” (Мк.1:13)) и погибло в воде.

В людей, живущих по-свински и валяющихся в тине чувственных удовольствий, вселяются демоны, которые низвергают их со стремнин погибели в море житейских забот и страстей, где они утопают.

33 Пастухи же побежали и, пришедши в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу и, увидевши Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

“Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит (сидящего у ног Иисуса(Лк.8:35)) и одет, и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их (потому что они объяты были великим страхом (Лк.8:37)). И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтоб быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус. И все дивились” (Мк.5:14-20).

Гадаринские жители боялись потерпеть убыток в чем-либо другом, подобно тому, как они лишились свиней. Потеряв свиней и жалея об этой потере, они отказываются и от Господа. Напротив, бесноватый просил у Него позволения быть с Ним, т.к. опасался, чтобы бесы опять не вошли в него.
Зло вошло в обычный строй жизни человеческого общества, сложился свой миропорядок, в атмосферу которого втянулись люди и боятся нарушить его – так спокойнее жить. Хоть и видят люди, что с пришествием Христа жизнь может измениться к лучшему, но не хотят нарушить установившееся равновесие своей страстной(свинской) жизни, что связано с беспокойством, а если грозит еще и материальный ущерб(утонут свиньи), то человек подчинившийся злу еще более отвергает то что может нарушить его земное благополучие. Многие люди настолько привязались к земному, что не хотят и слышать о небесном: “Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их” (Мф.13:15). Потому изгоняют огрубевшие духовно люди Бога из своей жизни как Гадаринские жители, так как их устоявшийся греховный образ жизни вполне устраивает их, им не хочется что либо менять в своей жизни так как это сопряжено с большими трудами изменения себя и своей жизни.

После того как Адам и Ева согрешили они утратили одежду благодати – “узнали они, что наги”(Быт.3:7), подчинились древнему хитрому “змию” (Быт.3:1), – диаволу, следствием чего они и все потомственное человечество стало одержимо легионом падших злых духов. Господь, давая первым людям заповедь, предупреждал: “А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь” (Быт.2:17), но они нарушили ее и были изгнаны из своего дома – Рая и стали жить “во гробах” – в темной юдоли греха и смерти. Первородный грех настолько умножился в людях что не давал покоя никому, человечество было подобно двум евангельским бесноватым одержимых легионом бесов, мучивших всех людей, которые вместо небесной пищи питались нечистой пищей свинских страстей. Но Господь не хотел погибели людей и пришел на землю для того, чтобы исцелить их от первородного греха, изгнать бесов из людей и одеть их в одежду благодати. Но спасение человека, наделенного свободной волей, возможно только при условии согласия его на призыв Господа.

Спаситель прибыл “на другой берег моря” – вочеловечился для спасения человеческого рода, два гадаринских бесноватых – потомки Адама и Евы(у Марка и Луки сказано об одном – имеется в виду человечество происшедшее от первых людей). “Живший не в доме, а в гробах” – живший не в раю, а изгнанный из него на землю произрастающую “терние и волчцы” греховных скверн конец жизни смерть и гроб – все люди в Ветхом Завете сходили в шеол, “путь” по которому они ходили и “никто не мог ходить путем тем” – путь греха взаимно мучающий всех людей, “в одежду не одевавшийся” – лишенный одежды благодати. “Оковы” и “цепи” которые многократно разрывал бесноватый – “закон и пророки” Ветхого Завета не могущие укротить грех, мучающий “всегда, ночью и днем”(в горах и гробах, кричал он и бился о камни) человечество. Свиньи – нечистая греховная жизнь, низвергающая грешников в бездну погибели. Город, не принявший Христа – мир, не хотящий отказаться от страстной устоявшейся жизни. Кто получает исцеление у Господа – тот “сидит у ног Иисуса” – слушает и исполняет Его заповеди, “одет” благодатью Святого Духа, и “в здравом уме” – имеет ум Христов.
“Когда Он вошел в лодку” (вознесся на небо), “бесновавшийся просил Его, чтоб быть с Ним”. Но Господь сказал: “иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь” – послание апостолов на проповедь в мир.

Епископ Тихон (Софийчук)