Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Человек был сотворен Богом таким, чтобы он мог питаться благодатью Святого Духа. В Раю было Древо жизни, от которого питался первый человек. Благими дарами он насыщал свое тело и душу, но не удержался, нарушил заповедь, впал в грех и лишился этого Древа жизни, лишился благодатного покрова. Господь Иисус Христос пришел для того, чтобы возвратить человеку его достоинство, возвратить ему сыновство и даровать ему снова благодать Святого Духа. И вот, когда самарянка пришла к колодцу, то Господь говорил ей именно об этой живой воде, дающей жизнь, ? о благодати Святого Духа. Когда Господь после Воскресения являлся Своим ученикам, Он говорил им: Мир вам! Приимите Дух Свят. И этот дар Господь передал через апостолов всем нам. Апостолы рукополагали епископов, епископы рукополагают священников, священники раздают эти дары Святого Духа мирянам. До скончания века будет существовать Церковь, это кладезь духовный, где все мы можем живопитать свою бессмертную душу. Наша душа очень глубока, и как тело требует насыщения и одежды, так и душа наша требует одежды, требует покрова, требует духовной пищи. И эту духовную пищу мы можем получить только в Церкви, которую создал Господь. Мы приходим сюда, к этому кладезю, и почерпаем живую воду, и она течет из нашего чрева в живот вечный. Если человек не питается этой водой, то он постепенно засыхает и умирает, его душа становится ожесточенной, каменной, и не производит благих плодов добродетели.
Живую воду благодати можно получить только в Церкви. Но важно, чтобы, приходя сюда, мы не только внешне поклонялись Богу, но, прежде всего, поклонялись Ему в духе и истине. Внешнее тогда только ценно, когда оно сопряжено с внутренним. Пока мы находимся в теле, нам, безусловно, необходимо внешнее проявление нашего благочестия. Но в первую очередь нам нужна внутренняя наполненность, нужно внутреннее стремление к Богу всеми силами души – умом, чувством и волей. Чтобы не случилось с нами того, о чем Господь говорит в Евангелии: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Важно отдать Господу наше сердце, чтобы поклоняться Ему всем сердцем, любить Его всею душою, всею крепостью, всем своим помышлением. Этого мы сможем достичь, если постоянно будем размышлять о Боге, читать Слово Божие, молиться Ему. Это и есть та живая вода, которая насыщает нашу душу, которая дает нам возможность духовно возрастать. Если растение не поливать, то оно засохнет под палящим солнцем. Так и душа наша, если мы не будем постоянно заботиться о ней, возгревать в ней благой дар Святого Духа, то она засыхает, распадается во многих суетных помышлениях и умирает. И потому очень важно для нас ходить в храм Божий и здесь живопитать свою душу. Но и дома мы также должны поддерживать наши светильники, чтобы они не угасали ? чтением Слова Божьего, псалмопением, молитвой, добрыми делами; чтобы мы во Второе славное Пришествие смогли оказаться рядом с пятью мудрыми девами.
Часто бывает, что наш светильник угасает из-за грехов, которые мы волей-неволей совершаем. Но не стоит отчаиваться, потому что у нас есть возможность покаяния. Перед тем, как говорить о живой воде, Господь попросил у самарянки, чтобы она позвала своего мужа. Она ответила, что у неё нет мужа, тем самым показав свое покаяние. Вот и мы, прежде чем приступить к Господу, должны покаяться в своих грехах. В Таинстве исповеди, через священников и через епископов, Господь отпускает нам грехи, чтобы мы могли насыщать свою бессмертную душу. Потому что мы только тогда сможем питать свою душу благодатью, когда избавимся от наших беззаконий. Благодать Святого Духа может войти только в чистую душу, и одно из самых необходимых условий для спасения ? это чистота сердечная.
Также для спасения нам нужна правая вера. Очень важно это осознавать, потому что сейчас многие себя называют церквями, но такими они не являются. Секты и расколы ? это только общества людей, которые декларируют свою веру в Господа Иисуса Христа, но на самом деле далеко отстоят от Господа. Они чтут Господа своими устами, но сердце их далеко, потому что у них нет правой веры. Правая вера только в Православии. Не потому что мы находимся в нём, а потому что изначально мы приняли эту веру от апостолов и сохранили её до сего дня. От апостолов передается нам преемственная благодать Святого Духа до сего дня ? через епископов и через священников. А там, где прервана эта преемственность, где ересь, где раскол, там нет благодати Святого Духа. Потому нельзя ходить в те храмы, где неправильно веруют, где искажены самые основные догматы, основы нашего вероучения православного.
Чистота сердечная, правая вера, покаяние дают нам возможность открыть наше сердце для благодати Святого Духа. Потому будем стараться всеми силами сохранять нашу веру, будем очищать свои сердца и души от всякого греха, от всякого помышления плохого, от всякого желания греховного. И постепенно, возрастая в Духе Святом, мы сможем возрасти в меру возраста Христова и принять в себя ту великую благодать, ту живую воду, которую Господь подает всем нам изобильно, даже больше чем можем вместить.
Чтобы суметь принять в себя благодать Святого Духа, мы должны научиться молиться. Один из святых, блаженный Августин, говорил: если, молясь, ты сам не понимаешь слов, которые произносишь, то как же ты можешь быть услышан Богом? Когда молимся, нужно не только устами выговаривать слова молитвы, но и вникать в их смысл. Праведный Иоанн Кронштадтский писал об этом: «Иному молитвеннику о себе или о людях, для пробуждения его дремлющего сердца и совести, надо предложить такой вопрос: нужно ли тебе то, о чём ты, по-видимому, просишь, и желаешь ли ты это получить? <…> Молясь, нужно так веровать в силу слов молитвы, чтобы не отделять самых слов от самого дела, выражаемого ими; нужно веровать, что за словом, как тень за телом, следует и дело, так как у Господа слово и дело нераздельны». К такой молитве прийти трудно, потому что мы, к сожалению, рассеянны. Невозможно, наверное, придя в храм один раз в неделю, в воскресенье, быть способным молиться нерассеянно. Такая молитва ? это удел ангелов, а потому, не будем отчаиваться, если мы утрачиваем внимание. Но когда отходит молитва, мы должны возвращать ее и просить у Бога прощения за рассеянность.
Когда наша молитва крепка? Когда опасность, когда мы болеем, когда скорби. Потому Господь нас и очищает всеми этими средствами. Мы знаем, что Господь наказывает тех, кого любит. Скорбями Господь призывает нас к Себе, чтобы мы молились и не забывали о Нём. Поэтому не будем унывать, если мы находимся в каких-то скорбных обстоятельствах. Часто бывает, когда человек живет в благополучии, когда ему ничего не нужно, то ему и Бог не нужен. Он сам для себя бог, деньги для него ? бог, и он этому идолу служит. Господь для того многим и не дает богатства, чтобы сердце не привязалось к мамоне, а чтобы привязывалось к Богу.
Будем же стараться за всё благодарить Бога, будем стараться молиться, будем жаждать этой живой воды, благодати Святого Духа, которая подается всем нам здесь в Церкви. Да, благодать есть везде, в любом месте, но особенно она пребывает здесь, в храме Божием, в Церкви истинной. Потому мы и приходим сюда, чтобы взять эту живую воду, унести к себе домой, унести в мир, и там живопитаться ею в течении определенного времени. Но чтобы не оскудела в нас эта живая вода, чтобы не оскудела благодать, мы должны приходить в храм Божий постоянно. Мир во зле лежит, и хотим мы или нет, когда мы ходим по этому миру, то растрачиваем, расплескиваем эту воду. А потому нам нужно снова и снова приходить в храм Божий и учиться хранить благодать в своих сердцах, чтобы наши сердца уже были теми источниками, которые источают воду, текущую в жизнь вечную. Как говорит Господь в сегодняшнем Евангелии: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Когда в душе будем жить сам Христос, Который является источником жизни, тогда на всяком месте человек сможет полниться Духом Святым и благодарить Бога радостью великою. Аминь.
Епископ Тихон (Софийчук)