5 Когда же вошел Иисус в Капернаум,
к Нему подошел сотник и просил Его:
6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
Сотник, по-видимому, стоял во главе римского гарнизона из сотни воинов, подобные гарнизоны стояли в то время стражей в некоторых городах Палестины, подвластной римлянам. Он был язычником, но расположенным к иудейской религии, доказательством этого служит строительство им синагоги (Лк.). По св. Луке, слуга находился при смерти, он повествует, что сотник послал сначала к Иисусу иудейских старейшин, с просьбой об исцелении слуги, а затем послал своих друзей.
7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
8 Сотник же отвечая сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово,
Слово, которым был создан мир видимый и невидимый, имеет огромную живительную силу, Слово Божие исцеляет грех и живопитает душу: ”Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих” (Мф.4:4).
и выздоровеет слуга мой;
9 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: “пойди”, и идет; и другому: “приди”, и приходит; и слуге моему: “сделай то”, и делает.
10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры.
В словах сотника звучит настолько необычная для язычника вера и смирение, что Господь удивился, и отметил эту веру перед окружающими, подчеркнув, что такой веры он не нашел и у евреев.
11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
12 А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
Господь, в опровержение ложного мнения евреев, будто только они одни могут быть членами будущего Царства Мессии, предрек, что многие из язычников «с Востока и Запада» окажутся достойными этого Царства, в то время, как «сыны Царства», т.е. евреи, за свое неверие в пришедшего Мессию – Иисуса Христа, будут извержены во тьму кромешную.
Царство Небесное образно представляется Господом в виде пира. Гостей, чем-либо провинившихся, выводили вон из комнаты, во внешнюю кромешную тьму на холод, выгнанные гости скрежетали зубами от холода и досады – этот образ берется для того, чтобы нагляднее представить вечные мучения грешников в аду.
13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
Сущность веры сотника в том, что он исповедал Господа всемогущим Богом, Повелителем всего сущего. Он верил, что Иисусу Христу подвластно все, и слушается Его слова, так же как слушали сотника его подчиненные. Для Спасителя главное значение имела вера Его собеседников и совопросников. Он искал веру, потому что без веры все Его поучения, расходящиеся с привычными взглядами и воспитанием, искаженными грехом, казались противоположными истине.
Сотник – ум, который должен быть господином и владыкой человеческих мыслей, чувств и желаний. Сотник-ум имеет власть и силу повелевать помыслам – добрые принимать и управлять ими, а со злыми бороться и “разбивать о камень” веры во Христа вавилонских “младенцев” (Пс. 136:9) – диавольские прилоги. “Брань” этого сотника “не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных” (Ефес. 6:12). Сердце со-чувствует уму, и если ум побеждает злые помыслы и устремляется к Богу, то и сердце живет благими чувствами, и воля желает добра. Сотник-ум может защищать интересы добра, отгоняя злые помыслы, но он может защищать и языческие интересы, отгоняя добрые помыслы, как это бывает у людей, приверженным страстям, – в зависимости от того кто его наймет.
Расслабленный слуга — наша больная душа и расслабленное грехом тело, которые должны подчиняться владычественному уму. Душа, ослабленная грехом, – не противится диаволу: ослабла в вере, потеряла надежду и угасла в ней любовь к Богу. После грехопадения они проданы греху (Рим. 7:14) и только Искупитель может спасти человека. Апостол Павел, сознавая расслабленность своего плотского слуги, – воздыхал: “Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю” (Рим. 7:15). “Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех” (Рим. 7:20). “Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу” (Рим. 7:18). “Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня, от сего тела смерти?” (Рим. 7:22—24). Только Христос может исцелить нашего “слугу”, когда ум будет ходатайствовать об исцелении и сам человек всеми силами будет бороться со грехом.
Ум-сотник должен постоянно упражняться в чтении слова Божия, только оно может связать его благочестивыми размышлениями о Боге. Апостол Павел пишет к Тимофею: “Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя” (1 Тим. 4:16). В постоянном устремлении к Богу ум приобретает благодатную силу, которая передается чувствам и телу, если же он будет праздным, то его наймет диавол. Сколько не нагрузить слугу-тело внешними подвигами – если ум празден, то мало от этого пользы: “ телесное упражнение мало полезно” (1Тим. 4:8). Христос – глава Церкви, мы же в постоянном изучении слова Божия и совершенствовании в “благочестии” – которое “на все полезно” (1Тим. 4:8), должны приобрести “ум Христов” (1Кор. 2:16) – подчиниться Ему как главе. Только тогда Господь может исцелить слугу от греха.
Для того, “чтобы противостать против козней диавольских” (прилогов греховных), нужно облечь своего “сотника” “во всеоружие Божие”— препоясать “чресла … истиною”, облечься “в броню праведности”, и обуть “ноги в готовность благовествовать мир”, “а паче всего” взять “щит веры, которым” можно “угасить все раскаленные стрелы лукавого”, а также взять “шлем спасения… и меч духовный, который есть слово Божие” (Ефес. 6:11—17).
В Евангелии от Луки сказано, что не сам сотник пришел к Иисусу, а послал к Нему с просьбой иудейских старейшин (Лк. 7:3), они же просили Господа, говоря, что сотник “любит народ” иудейский и построил им синагогу (Лк. 7:5). Языческий сотник – рассеянный, блуждающий ум иногда вспоминает о Боге – “строит синагогу”, по естеству он сотворен “хвалящим Господа” (Иуда – евр. “хвала Иеговы”, или “Хвалите Господа”) (иудеи и язычники произошли от Адама, потому во Христе нет ни Эллина, ни Иудея, ни… варвара, Скифа… (Кол.3:11)), но после грехопадения уклонился от Единого Бога в языческое многобожие – рассеялся, хотя в глубине “любит народ иудейский” (Лк. 7:5) – сердечные, искренние мысли о Едином Боге, между тем многие иудеи-фарисеи – сердечные чувства любви к Богу, уклонились к земле, потому не узнали своего царя и распяли Любовь, и удивительно, что ум (сотник) первым познает закон Божий (этому удивляется Господь), а чувства (иудеи) не умеют пока “хвалить Господа”, потому что привязаны к плотскому, потому и просят иудейские старейшины, чтобы Господь исцелил слугу (тело), ибо когда исцелится тело, тогда легче чувствам возлюбить Господа, так как расслабленное грехом тело (слуга) передает свою болезнь – любовь ко греху – чувствам (иудеям).
Тех, кого сотник послал ходатаями, оказались недостойными похвалы от Господа, так как были горды, превозносясь своим происхождением от Авраама, но Господь удивляется вере сотника и говорит, что “многие (язычники) придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства (неверующие иудеи) извержены будут во тьму внешнюю” (Мф.8:11—12), показывая этим, что важна действенная вера, а не надежда на свое происхождение. Также и христиане не должны успокаиваться на своей принадлежности к Православной Церкви, а стараться показывать веру своими делами, ибо не только по принадлежности к Церкви, а по “плодам” (Мф.7:16—23) будет судить нас Господь. О крещении можно сказать то же, что апостол Павел сказал о прообразе крещения – ветхозаветном обрезании: “Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием” (Рим. 2:25).
Привлекает и исцеляет смирение — “я недостоин того, чтоб Ты вошел под кров мой…” в этих словах выражается чувство собственного недостоинства, неготовности для близкого общения со Всесвятым Богом. Сотник, считая себя недостойным, чтобы Христос вошел в его дом, был признан достойным того, чтобы Господь поселился в его сердце, а это намного важнее, так как Господь заходил в дома многих, например, в дома горделивых фарисеев (Лк. 7:36-50;14:1), сердца которых были далеки от Господа.
Когда Господь “приходит” к фарисейски надменному человеку, то последний не может принять Божественное учение, так как гордый ум надеется на свои силы. Сердце только того человека восприимчиво к Богу, который осознает свое недостоинство и свою греховную болезнь.
Часто подвижники надеются на свои силы и подвиги, когда же истощатся в надежде на себя, тогда смиренно предают себя в руки Божии, только после этого происходит исцеление внутреннего человека, так как фундаментом здания спасения является “нищета духовная” (Мф.5:3).
Сотник имел глубокую веру, но и трезво сознавал свое недостоинство. Поэтому он просил у Христа исцеления своего слуги, но не просил Божественного посещения. Это правильный духовный настрой христианина: мы ничего не должны просить у Господа, кроме исцеления нашей души от греховных болезней. А кто просит у Него Божественных посещений, чудес, духовных переживаний, чтобы нас неочищенных Он озарил благодатью и перенес в Царство Небесное, тот горд и неразумен, недалек от падения и прелести, так как «не войдет в него ничто нечистое» (Апок. 21,27). Потому правильным может быть для христианина только покаянный настрой, каким и был настрой сотника. И когда мы будем способны принять Господа – Он Сам придет и обитель сотворит в нашем сердце.
«Я не могу пригласить Тебя сейчас, Господи, потому, что дом мой захламлен суетными заботами, душа моя недугует грехом. Исцели меня и дай силы для очищения дома души моей. Когда в душе не останется самолюбия гордости, злобы и жадности, Ты придешь как долгожданный хозяин и любимый Отец. Когда Ты вновь вознесешься из души моей, я буду молиться, умирать для страстей и ждать… Когда же во мне умрет все, что не может жить вечностью – тогда Ты примешь меня в Царствие Твое».
Епископ Тихон (Софийчук)