Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнее воскресенье Православная Церковь вспоминает чудо, которое совершил Господь наш Иисус Христос в Иерусалиме возле Овчей купели. Он исцелил расслабленного человека, 38 лет находившегося в болезни. Каким образом это произошло, мы читаем сегодня в Евангелии:

5.1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 5.2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. 5.3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 5.4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5.5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 5.6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 5.7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 5.8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 5.9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел (Ин. 5:1-9).

«Какая удивительная и драматичная сцена! ? пишет святитель Николай Сербский об этом Евангельском повествовании. ? Представьте себе пять ходов, переполненных величайшими страдальцами из всего народа, находящимися в самом отчаянном положении! Представьте себе пять вместилищ человеческой боли и скорби, слез и гноя! Рядом ? город, исполненный человеческих существ, которые гонятся за наслаждениями, рвутся к богатству, борются за почет и власть, играют комедию и со своим телом, и со своею душою. А здесь ? предсмертная агония, медленное и мучительное умирание и одна-единственная точка, куда устремлены все взоры, ? вода; одно-единственное ожидание ? ангела; одно-единственное желание ? здоровье». Мы сами знаем, когда раздают святыню в храме, или когда читают Евангелие, то все пытаются первыми подойти, хотя знают, что всем хватит. И потому можно себе представить, что творилось, когда сходил ангел и возмущал воду: все старались войти первыми, чтобы получить исцеление. Расслабленный имел мало надежды, что ему удастся зайти в воду после явления ангела, ведь не имел человека, который опустил бы его в купальню, и все же он не уходил оттуда. Он чувствовал, что здесь совершается чудо Божие, а потому, вопреки рациональной логике, продолжал лежать и ждать.

И вот приходит Господь и исцеляет его. Это происходит в субботу, когда по закону все должны пребывать в покое, и потому иудеи обвиняют Иисуса Христа в нарушении субботы.

Было же это в день субботний. 5.10 Посему иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 5.11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 5.12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 5.13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте (Ин. 5: 10-13).

Сердца иудеев были настолько ослеплены жестокостью, что они не желали видеть совершившегося чуда ? их интересовало только одно: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Господь не раз обличал это жестокосердие фарисеев, это слепое следование букве закона, Он не раз спрашивал их: не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Или: Не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Именно в субботу Господь творил большинство чудес и исцелений, чтобы показать, что Он есть господин и субботы. В субботу Он исцелил скорченную женщину, и слепорожденного, и имевшего сухую руку, и многих других. Тем самым Господь хотел убедить иудеев, что Он хочет милости, а не жертвы, и что суббота для человека, а не человек для субботы.

В сегодняшнем Евангелии сокрыт для нас глубокий смысл. Господь показывает нам, что Он пришел исцелить весь человеческий род. С тех пор, как Адам и Ева нарушили заповедь, все человечество является расслабленным. Сотворив грех, человек утратил внутреннюю цельность, стал неспособным к добру. Если раньше все силы его души были устремлены к Богу, то теперь его страсти разрывали его изнутри, он стал похож на тот воз, который тянут в разные стороны лебедь, рак и щука. В грехе человек утратил зрение, чтобы видеть Бога, он стал немым в славословии Бога, он стал хромым ? перестал ходить по стопам заповедей Божиих, он стал сухим ? его душа иссохла без благодати Святого Духа. Пять притворов при Вифезде давно разрушены, но в пяти чувствах человека продолжают гнездиться боль и скорбь, грехи и беззакония, больные мысли, слепые желания и страсти, хромые попытки и иссохшие надежды. Мы хотим молиться, читать Евангелие, делать добро, но чувствуем, что что-то мешает нам. И даже если мы делаем какое-то хорошее дело, мы видим его ущербность: ведь зачастую даже в своем добре мы руководствуемся не любовью к Богу и ближнему, а гордыней, себялюбием, желанием показать себя. Мы чувствуем, что нет у нас силы подняться с одра беспечности из-за своей всеобщей расслабленности. И вот приходит Господь и говорит каждому из нас: встань, возьми постель твою и ходи. Господь возвращает нам цельность, Он помогает нам вновь устремить все силы души к Нему. Он дает нам здравие душевное, дает нам видеть истину, дает нам возможность ходить по стопам Его, дает дам благодать Святого Духа. И еще говорит, как сказал расслабленному, встретив его в храме: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже ? то есть больше не распадайся в греховных твоих делах, помыслах, желаниях, больше не теряй ту великую благодать, которая тебе дана.

Причина страданий и болезней всего человечества и каждого человека в отдельности ? грех. Господь единственный, Кто дает нам возможность избавиться от греха ? в Церкви: в Таинстве исповеди, в Таинстве Причащения, и в других Таинствах. Но очень важно, обретши Господа, обретши исцеление, не обращаться вспять, не возвращаться к своим грехам, чтобы не случилось чего хуже. Об этом говорится в другом месте Евангелия: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, ? и бывает для человека того последнее хуже первого (Лк. 11: 24-26). Это страшное предупреждение нам: однажды почувствовав на себе милость Божию, не будем больше грешить, чтобы не случилось с нами что-то худшее, хуже того, от чего мы милостиво были избавлены.

Господь оказался единственным Человеком, который сжалился над несчастным расслабленным. Мы помним, что вокруг было множество людей, но за 38 лет никто не пожелал помочь этому больному, все были заняты собой и своими делами. В этом укор для каждого из нас ? не так ли зачастую поступаем и мы, не обращая внимания на страдания ближних? Но в этом также кроется для нас и великая надежда ? как исцелил Господь расслабленного, так Он может исцелить и каждого из нас. Важно не терять веру, не терять надежду, не уходить из храма, даже если кажется, что нет для нас возможности исцелиться (расслабленный имел мало надежды, что кто-то опустит его в воду, но все же он не покидал Овчей купели). И тогда, каждому в свое время, Господь подаст цельность, подаст здравие душевное, подаст благодать Святого Духа, подаст радость, которой уже никто не сможет отнять. Только в Церкви можно подучить благодать, которая просветляет нас и делает нас сынами Божиими. Потому будем стараться избавляться от греха и устремлять все силы своей души только к Богу, чтобы нам уже здесь соединиться с Ним. Ибо кто не соединится с Богом здесь, кто здесь не ощутит всем своим сердцем и умом и всею своею волею Бога, тот не сможет соединиться с Богом и в будущей жизни. Не будем же отчаиваться в деле нашего спасения, а будем ждать, когда Господь всецело нас исцелит, и мы всецело сможем прославить Его и телом, и душою, и сердцем, возлюбить Его и пойти за Ним. Аминь.

Епископ Тихон (Софийчук)