Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Все мы с вами знаем, что первыми словами Господа, когда Он вышел на проповедь, были слова о Царствии Божием: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие. И в сегодняшнем Евангелии, которое мы слышали на Литургии, Господь учит нас, как стяжать это Царствие Божие: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? О каком оке говорит Господь? Об оке сердца, об оке души. И в другом месте Евангелия Он говорит: от сердца исходят помышления лукавые, которые оскверняют человека. Чем отличается Новый Завет от Ветхого? В Ветхом Завете было сказано: не убивай, не прелюбодействуй, а в Новом Завете Христос говорит: если ты воззрел с вожделением на противоположный пол, то ты уже в сердце своем прелюбодействовал, а если ты сказал плохое о брате своем, ты уже совершил убийство в своем сердце. Вот откуда все исходит ? из нашего внутреннего состояния, из сердца. Потому если сердце наше будет чистым, добрым, то и все наши действия будут добрыми. А если же сердце наше будет лукавым, то и все, что из него исходит, будет лукавым и темным. В этом ? вся духовная жизнь. Все зависит от нашего внутреннего расположения: если склад души у нас добрый, то мы обо всем будем мыслить доброе, а если мы исполнены лукавства, то обо всем мы будем мыслить лукаво. В миру об этом говорят: каждый судит по себе. Если человек лукавый, то он всех видит лукавыми, если он развратный, то он всех мыслит развратными, если он сребролюбивый, то он обо всех думает, что они таковы. Каждый человек из сокровищницы своего сердца выносит то, что внутри него есть. Именно поэтому духовная жизнь начинается с исправления нашего внутреннего «ока» ? сердца.
В сегодняшнем Евангелии Господь учит нас, как исправлять наше сердце. Он говорит нам, чтобы мы не искали земного. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Привязанность к земному может сделать человека лукавым. Заботящийся о земном благополучии старается достичь его любыми путями, даже лукавыми ? и сам становится лукавым. Потому Господь и говорит, что мы не можем одновременно работать Богу и мамоне. И приводит пример с птицами небесными и лилиями полевыми: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка?к всякая из них;если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Многие люди задают вопрос: неужели нам совсем не нужно заботиться о том, что есть, что пить, во что одеться? Ведь даже если посмотреть на птиц ? они же заботятся о пропитании, заботятся о своем потомстве. Но Господь не о том говорит нам, чтобы мы всё оставили и только сидели и думали о Царствии Небесном. Он говорит о том, чтобы мы не снедали себя нашими заботами (в славянском тексте Библии написано «не пецитеся»). Мы не должны жить одним лишь попечением о том, во что нам одеться и что нам есть. Мы не должны ставить это во главу угла. Мы должны во главу угла ставить Господа, исполнение заповедей и искание спасения, искание Царствия Божия. Вот о чем говорит нам Господь. Конечно же, мы должны заботиться ? и о себе, и о своих детях, о своей семье, о ближних, но всё это должно быть ради Господа.
Сейчас, к сожалению, мир погряз в сребролюбии: люди, уже имея определенный достаток, заботятся о еще большем. Таким образом, они уже становятся не господами своего богатства, а рабами. Вот о чем предупреждал Господь ? чтобы мы не работали богатству, чтобы не думали только о том, как его приобрести, как его охранять, как его приумножать ? не об этом мы должны заботиться. Мы должны быть довольны тем, что дает нам Господь. А сегодня мы видим, как средства массовой информации, показывая богатых людей, рассказывая об их богатой жизни, разжигают в людях зависть, и они, смотря на чужой достаток, начинают стремиться приобрести как можно больше. Но это бесконечно: как море не наполняется реками, так и душа богатого никогда не наполнится богатством. Ему всё мало, как говорит премудрый Соломон. Даже если весь мир он купит, всё ему будет мало. Он захочет себе всю вселенную, он захочет стать Богом. Сегодня люди так и говорят, что их бог есть деньги ? если они обладают деньгами, они обладают всем. Но мы должны помнить, что было сказано богачу неразумному: несчастный, в нощь сию истяжут душу твою.
Господь напоминает, что наша жизнь зависит не от богатства. Да, мы должны трудиться (премудрый Соломон говорит: ленивец, пойди посмотри на муравья и на пчелу), но мы не должны жить только этим, как животные, заботясь только о том, что кушать и во что одеться. Мы должны ? как человек («чело-века») ? жить Богом, жить глубинными запросами души, и заботиться, прежде всего, о спасении её, о снискании Царствия Божия, о снискании благодати Святого Духа. Но тот, кто заботится о мамоне, тот не может заботиться о Господе.
Монахи, уходя в монастырь, тоже трудятся целый день. Но они трудятся с молитвой, и этим как раз и отличается исполнение послушаний от работы мамоне, от работы только ради прибыли. Работать нужно всем нам, и в этом назидает нас древний патерик. Однажды в один монастырь, который славился высотой духовной жизни, пришли паломники. Увидев, что монахи здесь много работают, они подумали в себе: если бы эти монахи были действительно столь духовными, как о них говорят, то они бы только молились и читали книги, а не заботились о земном. Игумен той обители был человеком мудрым и прозорливым. И когда наступило время трапезы, он созвал всех братий, а паломников не позвал. Те обиделись и начали укорять игумена, на что он им ответил: вы ангелы, вы не требуете пищи земной, вы требуете только молитвы и чтения ? этим и питайтесь, как ангелы.
Да, пока мы в теле, нам нужно заботиться о земном, но это не должно обладать нами. Апостол Павел говорит: все мне позволено, но не все назидает. И он же говорит: кто не трудится, тот да не ест. Это было сказано первым христианам, которые, восприняв буквально слова Господа о том, что нужно все оставить, стали жить, ничего не делая и обременяя других. Но нам нужно всегда помнить, что Сам Господь был сыном плотника. До 30 лет Он трудился со Своим мнимым отцом Иосифом, помогая ему в деле столярном. И после того, как Он вышел на проповедь, Он тоже трудится день и ночь ? проповедуя Царствие Божие, трудясь день и ночь ради спасения душ человеческих. Потому и мы все тоже должны трудиться, но трудиться для спасения нашей души. И если мы будем поступать так, то Господь благословит наши труды и даст нам всё необходимое. Первому монаху, Пахомию Великому, когда он вопросил Господа о том, как спастись, явился ангел, который по временам молился, а по временам плел веревки. И было сказано: делай так и спасешься. Нам всем для тела необходима работа, а для ума ? молитва. Древний принцип ora et labora, то есть молись и работай, воплотился у нас в пословицу: молитва и труд всё перетрут. Если мы будем прежде всего заботиться о спасении души, то все остальное Господь устроит так, как ему угодно. И если нам не будет дано великое богатство, то мы более счастливые люди, чем те, кому оно дано. Ибо кому много дано, с того много и спросится. И всех нас Господь спросит, когда мы придем на Страшный суд: напоили ли вы того, кто нуждался в этом, накормили ли, посетили ли в больницах, в темницах? Если мы имеем средства, то должны употреблять их на пользу ближним ? тогда богатство наше освящается и благословляется Богом. А у кого нет великого богатства, тот должен быть доволен тем, что он имеет, и благодарить Господа, ибо Господь таким образом избавляет нас от многих искушений и соблазнов. Потому что немногие сегодня умеют пользоваться богатством, и из-за этого повреждаются духовно. Не тот богат, кто много имеет, но тот, кто доволен тем, что он имеет, благодарит Господа и живет по заповедям Божиим. Вот это истинное богатство, которое мы должны искать. Слово «богатство» имеет в себе корень «бог». Потому мы должны в Бога богатеть, а это значит делать то, что угодно Господу, стяжевая благодать Святого Духа. И кто больше приобретет благодати Святого Духа, добрыми делами, молитвой, постом, тот и будет богаче всех. Потому будем стараться не впадать в крайности, будем служить ближним для того, чтобы освятилось наше богатство, и чтобы наш достаток принес нашим ближним и Богу пользу. И тогда мы уже в этой жизни вкусим в доступной для нас мере благодати Святого Духа, стяжем мир души, стяжем радость, и будем возделывать в себе все те добродетели, которые должны быть у нас: добродетель любви, добродетель веры, добродетель кротости и другие, о которых сказано в Священном Писании. Будем же стараться служить Богу и посвящать все наши труды Богу, не будем уклоняться в чрезмерную многопопечительность о том, что нам есть и что пить, а будем довольствоваться тем, что нам дал Господь, и будем направлять все силы направлять ко спасению нашей души. А если даст нам Господь богатство, то будем вспоминать слова пророка и царя Давида: аще течет богатство, не прилагайте сердца. Не прилагать ока своего сердца к богатству ? в этом и заключается мудрость спасения. Не прилагать к земному свое сердце, не думать только о земном, не стремиться только к земному, потому что это все прах и пыль, и всё останется здесь, и мы с собой ничего не возьмем в будущую жизнь. Прежде всего, нужно прилагать сердце свое к Господу, как это делал святой пророк Давид, воспевать Его в псалмах. Нужно молиться Богу, и заботиться в первую очередь о стяжании благодати Святого Духа. Пусть же Господь всем нам даст это великое богатство благодати Святого Духа, пусть Царь Небесный Утешитель, Сокровище благих, придет к нам, утешит нас, вселится в нас и будет всегда жить в нас, очищая нас от всякия скверны.
Аминь.
Епископ Тихон (Софийчук).