Прежде, чем Господь рассказал притчу о безумном богаче, некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.

14 Он же, сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?

     Господь уклоняется от просьбы, так как речь шла не о том, что полезно для спасения. Он дает понять, что пришел не для решения имущественных вопросов, и не об этом в первую очередь необходимо заботиться.

   Рассказана эта притча чтобы предостеречь нас от опасности любостяжания и накопления земных богатств: “ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения,” тоесть, человеку не прибавится многих лет жизни, здоровья и счастья оттого, что он богат.

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17 И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих.

18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое.

Урожай еще не собран, а уже распределен: «Все – мне одному».

19 И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

Но жизнь показывает, что не всегда богач покоится и веселится . А вдруг на следующий год будет еще больший урожай? Опять придется ломать и строить. А вдруг сгниет? А вдруг будут воровать? Одним словом, с ростом богатства становится больше забот, а не веселья.

20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил.

В этой притче Евангелие напоминает нам о смерти, но не для того чтобы нас напугать, а для того чтобы придать жизни смысл и духовную глубину. Человек живет поверхностно бесконечным количеством вещей, которые мелки для нашего человеческого сердца. У человека за один день проходит множество пустых мыслей и чувств, не оставляя глубокого следа, это все слишком мелко для него и только смерть, которая всегда близка к каждому из нас, может поставить все вещи на свои места.

21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, не в Бога богатеет.

Господь не осуждает земные блага сами по себе, а все эти блага как самоцель, как имеющие самодовлеющее значение для человеческой жизни. Вместо того, чтобы собирать земные богатства только для себя, надо в Бога богатеть, т.е. заботиться о приобретении вечных нетленных богатств, или добродетелей, которые можно приобрести, расходуя земные богатства не для только для земных интересов, но и на добрые дела.

Один из способов «богатеть в Бога» это жертвовать Богу по силам на храм, на его строительство или на содержание материальные средства или бескорыстный труд, который есть также собственность, высоко ценимая Богом и людьми.

Они богатеют потому, что таким образом благословляется приобретённое честно их богатство и благонамеренный труд.Наше богатство – это все, что мы имеем, наш урожай – это все, что мы получаем. Любой успех в земных делах можно сравнить с обильным урожаем этого землевладельца.

   Другой способ «богатеть в Бога» Сам Господь Иисус Христос показывает в следующих словах: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает (Лук. 12. 33). Также Он говорит: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Матф. 25. 40).

Богатеть в Бога – значит, на Него надеяться, Его считать своим главным богатством, ради Него жить. То есть – любить Бога и ближнего своего, уделяя часть своего имения тем, кто нуждается, и на другие дела, угодные Богу.

Притча о безумном богаче говорит о том, что жизнь, которая течёт по побуждениям эгоистическим, для собирания материальных сокровищ и вещественных благ только для себя, а не для других приводит к духовной смерти.

Бог есть свет для тех кто живет по Его заповедям, а кто живет только для себя – тот лишается этого света, и живет в ночи своих страстей, лишаясь жизни в Боге, иными словами умирает так, как Бог есть жизнь. А бесы в эту «ночь» земной жизни забирают душу грешника, живущего без Него.

Житница – это Церковь и наша душа, в которые мы собираем разнообразные и многочисленные богатства ДухаСвятого, врученные человеку Богом, с нив нашей жизни – кто в тридцать, кто в шестьдесят, а кто в стократ.Только то, что принесло плоды любви на земле, поведет нас в вечность радости, идя впереди нас.

Епископ Тихон (Софийчук)