То, что Господь Иисус Христос исцеляя скорченную женщину в субботу показывает, что Закон для человека, а не человек для Закона. Никакие «важные» обстоятельства, никакие «уважительные» и даже «священные» причины не могут служить препятствием к свершению дел любви и милосердия так, как человек дороже любых причин и обстоятельств.
Добрые дела нужно творить не рассуждая, в то время и там, где представляется для этого возможность.
10 В одной из синагог учил Он в субботу;
11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13 И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.
Каким окаменелым бездушием веет от слов фарисея. Как будто не великое чудо свершилось на его глазах, не от долголетней неизлечимой болезни исцелена скорченная.
15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить?
Господь назвал его за это лицемером, как Он обыкновенно называл фарисеев, указав этим, что его негодование вызвано не мнимым нарушением субботнего покоя, а простой завистью ко Господу. При этом Господь объяснил, что в субботу не запрещается делать добрые дела, если допустимы даже необходимые житейские дела, такие как, к примеру, забота о домашнем скоте.
Законник негодовал, поскольку не мог радоваться вместе с исцеленной женщиной, потому что давно уже омертвел душой и не желал добра никому, кроме себя. Собственным богатством, своей домашней скотиной он дорожил больше, чем всеми «сынами и дочерями Авраама».
16 Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
«Дочь Авраамову», т.е. исцеленная была урожденная иудейка, и начальник синагоги, на котором лежала обязанность заботиться о благосостоянии своих пасомых, должен был бы радоваться такому благодеянию Господа, а он негодует.
«Связал сатана» — эти слова толкуются неодинаково: одни считают, что болезнь этой женщины происходила от действия нечистого духа, которому Господь попустил скорчить эту женщину, как попустил, к примеру, наслать проказу на праведного Иова; другие считают, что болезнь этой женщины была результатом ее порочной жизни.
Господь обличал иудеев, которые, следуя произвольно установившимся у них узаконениям «по преданию старцев», в том, что они в праздновании субботы дошли до странных мелочей в ущерб требованиями нравственного закона. В том, что они запрещали делать в праздник всякое дело, даже доброе и необходимое. Христос прямо и решительно, говорил, что необходимо делать в праздник то, что важно для жизни и для блага ближних: «темже достоит в субботы добро творити» (Мф.12,2-12).
17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
Скорченная женщина изображает собой все скорченное грехом человечество. Первый человек непосредственно общался в раю с Богом, лицом к лицу. Но после того как он нарушил заповедь – был изгнан из рая и навлек на себя проклятие: «Терния и волчцы произрастит она (земля) тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3;18-19). Этим божественным приговором все земное существование человека как бы превращается в сплошной трудовой подвиг и он обрекается на скорби и страдания на земле. Человек после грехопадения лишился общения с Богом и все свои силы души направил к земле, человек как бы сгибается к земле.
Человечество пребывало в мучении, ожидая и другого обетования – что «семя жены сотрет главу змия» (Быт. 3, 15).
Семя Пресвятой Богородицы – Господь наш Иисус Христос, исцеливший женщину от скорченности, и есть и наш Спаситель. Он пришел на землю, чтобы выпрямить человека, разрешив его от уз греха, и возвратить его на небо. Дать ему возможность открытым взором общаться вновь лицом к лицу с Богом. Быть тем кем он создан: ЧЕЛОвеком – «челом» века взирающим прямо вверх к Богу, а не скотиной, которая не может смотреть вверх; быть антропосом — (греч. ???????? «чeловек» — ?? приставка обозначающая движение вверх, ?????? – греч. «тропа», «путь», «направление») стремящимся в небесное отечество – Царство Небесное. Господь Бог создал нас со станом прямым, с головой, поднятой вверх, а не наклоненными вниз, к земле, как животные.
Скорченная женщина, исцеленная Спасителем, изображает также и нашу душу, скорченную грехом и диаволом. Грехи и враг рода человеческого скорчивают наши души, а иногда даже и тела, и не дают душе свободно взирать к ее горнему Отечеству, но сгибают ее к земле, пригвождая к земным благам и наслаждениям. Господь пришел для того, чтобы исцелить нас от этой скорченности. Для этого Он установил Таинство Покаяния, в котором мы ежедневно через священнослужителей «разрешаемся на небеси» (Мф.18.18) Самим Господом от уз греховных. И если бы Господь не разрешил нас от этих уз – мы были бы подобны этой скорченной женщине, были бы скорчены многими узами железными и, как животные, пресмыкались бы по земле, смотрели бы только в землю и не помыслили бы об Отечестве Небесном. Не имели бы горних, небесных помыслов, желаний и стремлений, а утопали бы лишь в земных, суетных заботах и делах.
Сколько много людей скорчены по своей воле многими страстями, сколько связаны сатаной грехами. Но как скорченная женщина сама не могла выпрямиться и смотреть прямо на небо – так и грешник сам своими силами не может избавиться от страстей – только Господь может «выпрямить» его, если человек от всей души обратиться к Нему.
Господь повелевает и нам в воскресные и праздничные дни искать себе освобождения от тягостных уз, которыми житейская многопопечительность связывает нас, не оставляя нам ни минуты для того, чтобы вздохнуть свободно, воспрянуть духом, выпрямиться и ободриться в душевных и телесных силах. С этой целью и установлен Богом праздничный покой, за нарушение которого неизбежно постигает человека наказание не только от Бога, но и со стороны человеческой природы. Силы человеческие, в непрерывной работе, скоро истощаются, теряется в человеке бодрость, желание к делам и даже отвращение к ним.
Согбенная женщина, как мы читали сегодня, даже не просила Христа исцелить её. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего – повествует Евангелие. Господь Сам позвал её и Сам исцелил. Так происходит со многими людьми: видя греховное страдание человека, Господь Сам первый зовёт его. И важно потому услышать этот призыв, не отворачиваться, но поспешить навстречу Богу. Ведь только в храме мы обретаем свое настоящее человеческое достоинство, только в храме мы можем вспомнить, кто мы и зачем пришли на эту землю. Только здесь человек может свободно распрямить плечи, посмотреть ввысь и увидеть Господа. В Евангелии недаром акцентируется, что Христос в субботу учил в синагоге – этим Господь показывает пример всем нам, что день седьмой – воскресение, должно посвящать Богу. В то же время, исцелив женщину в субботу, как Он часто делал, Он этим самым предостерегает нас от духовного бездействия, обличает фарисейское отношение к праздникам.
Да, все мы в той или иной мере придавлены к земле житейскими заботами, скорбями, волнениями, экономическими и политическими проблемами, но важно помнить, что всё это пройдет – земля сгорит, всё земное минет, а душа человека пойдёт к Богу, пойдёт в вечную жизнь. И слава Богу, что у нас есть место, где можно разогнуться и обратиться ко Господу лицом к лицу, восполнить силы душевные, получив в храме Божьем благодатное утешение от церковных священнодействий и песнопений, от слышания слова Божия и пастырских поучений, где можно почувствовать себя истинно Людьми. В храме, в воскресные и праздничные дни нужно с особенным усердием восходить к Богу, потому что здесь особенно слышится Его призыв к каждому человеку. Будем же идти на этот призыв, будем обращать к Господу все силы души – и ум, и чувство, и волю – чтобы и нам быть исцеленными от наших греховных недугов и чтобы соединиться с Богом в доступной нам степени уже здесь, а в будущей жизни всегда быть с Ним. Аминь.
Епископ Тихон (Софийчук)