Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем воскресном Евангелии мы читали о двух чудесах, которые совершил Господь наш Иисус Христос, — об исцелении кровоточивой женщины и о воскрешении дочери Иаира. Иаир, начальник синагоги, пришел к Господу и просил, чтобы Он исцелил его двенадцатилетнюю дочь, которая сильно болела. Господь отозвался на просьбу этого несчастного отца и пошёл к нему в дом, чтобы исцелить его дочь. И когда Он шел, в толпе народа, некая женщина, страдавшая кровотечением, прикоснулась к Нему. Она болела в течении многих лет и уже истратила на лечение всё свое состояние, но врачи не могли помочь ей. И вот, видя Господа, она сказала себе: если только прикоснусь к краю ризы Его, сразу получу исцеление. И действительно, едва прикоснувшись ко Христу, она исцелилась. Господь стал спрашивать у апостолов:кто прикоснулся ко Мне? На что апостолы с удивлением отвечали: Тебя со всех сторон теснит народ, а ты спрашиваешь, кто прикоснулся к Тебе. Но Он говорит: нет, прикоснулся ко Мне некто, ибо Я почувствовал, как некая сила от Меня изошла. Тогда женщина поняла, что она не может утаиться, и призналась, что это она прикоснулась. Господь же ответил ей: дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя.
Когда Господь пришел в дом Иаира, то Ему сообщили, что девица уже умерла. На что Он сказал: она не умерла, но спит; и стали смеяться над ним, как сказано в Евангелии. Тогда Господь выслал всех из комнаты, оставив с Собой трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна Богослова (апостола веры, апостола надежды и апостола любви), взял дочь Иаира за руку и сказал, чтобы она восстала. После этого Он повелел дать ей есть.
В этом евангельском повествовании заключен для нас очень глубокий смысл. Прежде всего, нужно сказать о том чуде, которое Господь совершил над кровоточивой женщиной, вернее, которое она сама получила по своей вере. Кровоточивой является всякая душа, которая уязвлена грехом. Все мы знаем из Ветхого Завета, что кровь является символом греха. Пророк Давид в своем покаянном, 50-м, псалме взывает:избави мя от кровей. Кровь неслучайно символически соотносится с грехом. Когда человек имеет на теле кровоточащую рану, то если не остановить кровь, он может погибнуть. Так и с душой — она тоже живая, она кровоточит от наших грехов и страстей, и если не остановить токи греха, то она может умереть. Пророк Давид после содеянного греха взывает в псалме ко Господу, понимая, что только Он один может исцелить кровоточащую язву души, которая болит и приносит ему страдания. И мы все чувствуем это на себе. Многие люди, приходящие в храм, ощущали на душе мучительную тяжесть греха, от которой никто не мог избавить их, как никакие врачи не могли избавить от кровотечения несчастную женщину. Даже отдав все своё состояние, они нигде не могли бы получить облегчение. Но вот, придя в церковь иприкоснувшись к краешку ризы, то есть, придя на исповедь с верой и смирением, человек сразу чувствует лёгкость и радость, чувствует, что рана зарубцевалась, что ток кровей, ток греха прекратился. И Господь каждому из нас как бы говорит здесь в храме: дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя! И важно нам потом не повторять греха, чтобы раны не открылись опять. Да, мы все грешим, и многие раны могут беспокоить нас и после того, как они зажили, как это бывает даже на физическом уровне. Но Господь каждый раз исцеляет нас снова, каждый раз дарует Свою благодать.
Все наши болезни, как душевные, так и телесные, неразрывно связаны с состоянием нашей души. Мы должны знать и помнить, что причиной всех наших болезней является грех. Уязвляя душу, грех также уязвляет и тело. И потому часто, когда человек исповедуется, исправляет свою жизнь, то чувствует не только облегчение для души, но и получает исцеление тела. Именно поэтому исповедь является первым и важнейшим средством для врачевания нашей души и тела. Для этого Господь как раз и дал нам всем это великое Таинство, когда Он сказал Своим апостолам, дунув на них: примите Дух Свят, кому отпустите грехи, тому отпустятся, а на ком оставите, на том останутся. И через апостолов эта власть отпускать грехи дана епископам и священникам, чтобы мы все имели возможность прийти на исповедь и получить исцеление. Господь всегда и во веки один и тот же, и до сего дня Он исцеляет и воскрешает нас, через епископов и через священников. Важно, чтобы у нас была вера в это, важно, чтобы мы с дерзновением подошли к Господу, с дерзновением и со смирением исповедали свои грехи и тогда Господь избавит нас от тока кровей.
Второе чудо, которое совершил Господь — это чудо воскрешения дочери Иаира. Иаир был начальником синагоги — он прообразует наш ум, который начальствует над нашим собранием внутренним. Наш ум понимает, что душа наша мертва от грехов, что она требует воскрешения, потому что даже самое малое дело мы не можем исполнить так, как должно, с любовью и со смирением. Мы чувствуем, что на каждом нашем деле, на каждом нашем желании лежит отпечаток смерти и греха. Но Господь придя на землю, говорит нам, что душа наша не мертва, но спит. Он вочеловечился, чтобы разбудить наши уснувшие греховным сном души, разбудить словом Своим, то есть евангельским законом, разбудить нас евангельскими добродетелями, самые главные из которых это вера, надежда и любовь. Апостолы, которых Господь взял с Собой к дочери Иаира, как раз и знаменуют собой три этих добродетели, воскрешающие нашу душу и дающие ей возможность жить новой жизнью во Христе. Когда душа просыпается, Господь говорит всем нам: дайте ей есть. А пища для души — это чтение слова Божия и поучений святых отцов, это молитва, это участие в жизни Церкви. Все мы знаем, что если не кормить наше тело, то оно чахнет и умирает — также и душа наша требует пищи духовной.
В Евангелии говорится, что когда Господь шел к дочери Иаира, то множество людей было вокруг, и Его теснил народ. То же самое происходит и сейчас: множество людей приходят в храм Божий и как бы теснят Господа, но не получают исцеления. Почему? Потому что нет у них дерзновения, нет веры в то, что Господь действительно всегда и во веки тот же — как во времена апостолов, так и сейчас. Они не верят в то, что если будут иметь веру с горчичное зерно, то, по слову Господню, смогут переставлять горы. Если бы у нас была хоть маленькая часть той веры, которая была у апостолов и у кровоточивой женщины, и у Иаира, то мы очень многое могли бы получить. И многие действительно получают, исцеляются и душою и телом. Многие из нас некогда были далеки от Церкви, но по благодати Божией получили исцеление в той или иной степени, даже и воскресли для новой жизни. Господь творит величайшее чудо, обращая людей к Себе, ведь, кажется, иногда легче воскресить мертвого телом, чем привести человека в храм и обрести его для новой жизни. Все мы знаем случаи, когда человек был неверующий, отказывался ходить в храм, внимать советам, и вдруг коснулась его души благодать, Господь взял его за руку и говорит ему: встань. И человек встает и идет в храм, и воскресает душою, и живет уже новой жизнью. И это гораздо большее чудо, чем исцеление даже и тела.
Господь творит Свои чудеса на протяжении всей истории. Но чем Его чудеса отличаются от «чудес» так называемых «целителей», рекламирующих себя сегодня повсюду? Чем отличаются ложные чудеса от истинных? Когда мы приходим в храм, мы приходим в Церковь Христову, которую основал Господь и которой дал Духа Святого, дал многие дары, дал апостолам и священникам власть отпускать грехи. Эту Церковь основал Господь, всесвятой и безгрешный. И когда приходим в храм и открываем нашу душу перед Богом, то в нашу душу входит святость, входит Дух Святой, входит благодать. Мы это осознаем и чувствуем. Но когда человек идет к так называемым «целителям», то он не знает, перед кем открывает свою душу. Эти люди — экстрасенсы — горды и тщеславны, и приписывают себе то, чего не имеют. И вот то, что у них внутри, то они и передают человеку, приходящему к ним, и многие таким образом повреждаются, посещая этих «целителей». Повреждаются, потому что открывают душу свою перед злым духом, силой которого как раз и действуют все колдуны и гадалки. Очень часто эти люди приходят потом в храм, осознав свою ошибку. Однажды ко мне пришла женщина с трясущимися руками и ногами, я сразу догадался в чём дело. Действительно, оказалось, что она была у бабки, поскольку хотела вернуть пропавший аппетит. После эпитимии Господь со временем, по Своей милости, исцелил её. Но многие, к сожалению, приходят тогда, когда помочь им уже ничем нельзя, потому что, посещая экстрасенсов, люди продают свою душу дьяволу. Некоторые на всю жизнь лишаются Духа Святого за то, что презрели Бога. Этот грех, когда люди ходят к колдунам и гадалкам, хуже, чем убийство, и это все мы можем видеть на мытарствах блаженной Феодоры. В Ближних пещерах Лавры можно увидеть на настенной росписи изображение грехов «по возрастанию». Сначала идет грех убийства, а потом ворожба, гадание. Почему так? Потому что ворожба и гадание — это убийство души, а душа выше тела. Поэтому грех, когда человек идет к гадалкам и ворожеям тяжелее, чем грех убийства другого человека.
Многие люди хотят приобрести дар исцеления. Но Господь, предостерегая нас, говорил апостолам: не тому радуйтесь, что бесы повинуются вам, но тому радуйтесь, что имена ваши написаны на Небесах. Что толку, если мы весь мир приобретем, а свою душу погубим? Прежде всего, нам нужно себя исцелить, себя спасти, с помощью Божией. Затем мы и ходим в храм Божий, затем и участвуем в таинствах, чтобы исцелить прежде всего себя. А кто стяжет мирен дух, тот сможет, даже и не желая того, других исцелять. Это мы хорошо знаем из житий святых. Святые никогда не желали исцелять других, не желали чудотворить, они только желали, чтобы Господь простил им грехи. А когда они приобретали определенную степень святости, к примеру, Агапит Печерский, то они давали потом другим свою пищу, и эта пища исцеляла других, а они даже не подозревали об этом. Было и такое, что даже тень святого исцеляла людей. Однажды некому святому явился ангел и сказал: ты столько много сделал добрых дел, проси у Бога дар, какой хочешь. Хочешь творить великие чудеса? На что святой ответил:куда мне творить чудеса, мне бы свою душу спасти. Тогда ангел дал ему великий дар: когда этот человек шел по улице, то его тень исцеляла других, а он сам даже не знал об этом. Когда святые в своем покаянии и смирении приобретут дар благодати Святого Духа, то они даже могут и не знать, как они помогают другим, как они других исцеляют. Нам, грешным и гордым, не нужно искать непосильных даров, потому что как только человек получает какой-то дар, он сразу же может возгордиться. И не умея пользоваться, как ребенок, этим обоюдоострым оружием, он может себя убить своей гордыней. Поэтому не нужны нам дары исцеления, нам нужен только один дар — дар покаяния, чтобы Господь нам дал время покаяться и исцелиться, чтобы Господь простил нам все наши грехи. Это самый великий дар, который мы должны просить у Бога. Нам нужно прежде всего искать Царствия Божия, а Царствие Божие — это смирение, радость о Духе Святом, кротость, воздержание и другие дары Духа Святого. Воля Божия — это святость наша. Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет, — говорит Господь. Это первое и самое главное, к чему мы должны стремиться — исполнять заповеди, стараться увидеть свои грехи и покаяться в них. Когда мы так будем поступать, тогда Господь исцелит и нас самих, и даст нам мудрость, чтобы привести к Нему и наших близких. Чтобы и они, исцелившись сначала от болезней душевных, получили также исцеление телесное. Потому будем искать прежде всего Царствия Божия, будет искать Господа, искать покаяние и просить Господа, чтобы Он остановил токи наших кровей греховных и страстных, и чтобы Он воскресил наши души для Царствия Божия. Аминь.
Епископ Тихон (Софийчук)