(Лк.8:5-15)
(Мф.13:1-8; Мк.4:1-9)
4 Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:
5 Вышел сеятель сеять семя свое;
Сеятель – Господь Иисус Христос, сеющий между людьми Свое учение, силой которого люди вновь рождаются для Царствия Небесного. Почва – сердца людей, где другие проповедники могли сеять, в силу того, что Спаситель сеял первым, они трудились над тем, что благословил Сеятель.
и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
При дороге, где почва не была вспахана, т.е. подготовлена (скорбями), следовательно семя не могло углубится в этой почве, а осталось на поверхности, где было притоптано прохожими и поклевано птицами.
6 А иное упало на камень и взошед засохло, потому что не имело влаги;
Камень – имеется ввиду не каменистая почва, где корень между булыжниками может проникнуть до влажной почвы, а каменистые места, занимающие в Палестине большое пространство, покрытые тонким слоем земли. Когда семя падает на этот слой, то быстро прорастает, но камень не допускает корню углубляться, потому росток идет в стебель, не укореняясь в почве, потому что не имело влаги – он не мог противиться палящему солнцу, потому вскоре засыхал.
Душа, которая не углубляется в духовных упражнениях (углубление в корень), а отдает предпочтение рациональному познанию (рост в стебель) вначале быстро растет (кажется умной), но из-за того, что не имеет влаги (благодати) когда палит солнце (уныние) – засыхает, и духовно чахнет, и если не предпринять срочных мер – падает.
7 А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
Терние – колючий кустарник с широкими лопастевидными, зазубренными листьями. Семя упало не между разросшимся тернием, а на почву плохо очищенную, где корни терновника не тщательно были вырваны. После этого когда стало расти семя, начал расти и терновник, который заглушил семя, так как рос быстрее, лишив его воздуха и света, поглотив своими корнями влагу и питательность почвы. Это семя чахнет в тени, плохо растет, имеет слабый стебель, не развивается до полного зерна в колосе и не дает зрелого плода, но не потому, что не было почвы как в первом случае, или не потому, что слой почвы был слишком тонким, как во втором случае, а потому, что ему не дает развиться терние. Даже почва в этом случае может быть доброй, но не хватает мудрого ухода, тщательного исторжения плевел, которые и заглушают посеянное рядом с ними.
Но в отличие от двух первых случаев, не всякое семя таким образом скоро погибает, как только исторгается терние – сразу же семя оживает и получает силу и вскоре может окрепнуть и принести обильный плод, важно не упустить время.
В духовной жизни: остаются не до конца вырванными из сердца земные привязанности, или корни страстей, которые быстрее прорастают, чем семя добродетелей, забирая душевные силы, заглушают духовный рост. Важно избавиться от этих терний, чтобы духовная жизнь нормально развивалась и человек вовремя принес духовный плод. Господь своим благим промыслом, с помощью разных обстоятельств, зачастую скорбных, исторгает волчцы и терния из нашей жизни, чтобы дать возможность прорасти духовному семени.
8 А иное упало на добрую землю и взошед принесло плод сторичный.
У евангелиста Матфея сказано: «Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать»(Мф.13:8).
Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Так Господь обычно призывает слушателей ко вниманию и к уразумению таинственного смысла, сокрытого под буквой.
9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так-что они видя не видят и слыша не разумеют.
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
Как семя бросается в землю для того, чтобы оно возросло и принесло плод, так слово Божие преподается слушателям, для того, чтобы оно было принято ими и принесло плоды Духа Святого(Гал.5:22-23).
12 А упадшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
Первым препятствием для духовного роста является легкомысленность и рассеянность. Есть люди, у которых душа как большая дорога, открыта для всех мимоходящих помыслов и впечатлений, и сами они как бы вне себя, всегда ищут новых более острых впечатлений и ощущений, стремятся к накоплению новых знаний. Сердце таких людей, хотя иногда мягкое и доброе внутри, но вовне углаживается разными впечатлениями, до такой степени, что в душу, не огражденную страхом Божиим, вниманием и молитвой не может глубоко проникнуть слово Божие, а остается как бы на поверхности, его и похищает диавол мирской многозаботливостью. Особенно это заметно когда человек становится на молитву или слушает проповедь, тогда диавол приносит множество помыслов и впечатлений, которыми мы ранее связали себя, таким образом окрадывая наше внимание похищает слово Божие. Прошла молитва – мы остались без плода внимания, покаяния и умиления, закончилась проповедь или чтение Евангелия, а мы не можем сказать о чем шла речь, так как почва наша бесплодна, и враг беспрепятственно расхищает нашу душу.
13 А упадшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
Это те люди, сердце которых не согрето истинной любовью к Богу. Оно оковано самолюбием или корыстолюбием, хотя совне кажется иногда мягким и чувствительным. Они любят говорить о добродетелях, даже чувствительны ко всему доброму, когда это льстит их самолюбию, с радость принимают слово Божие, пока оно не требует от них жертвы. Но у них нет корня всех добродетелей – жертвенной любви к Богу, искреннего желания своего спасения. Из-за этого сердце их чувствительно только совне, но хладно и жестко внутри, подобно камню, покрытому тонким слоем земли. Потому слово Божие не может углубиться в их сердце, возрасти и принести совершенный плод, потому всякое доброе чувство, возбужденное слышанием слова Божия сразу же чахнет, когда нужно принести самолюбие в жертву истине и правде, добродетели и благочестию. Нет искушений – они верят, пришли искушения – их вера увядает.
14 А упадшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15 А упадшее на добрую землю, это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Епископ Тихон (Софийчук)