Лк.8:5-15
(Мф.13:1-8; Мк.4:1-9)

4 Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:

5 Вышел сеятель сеять семя свое;

Сеятель – Господь Иисус Христос, сеющий между людьми Свое учение, силой которого люди вновь рождаются для Царствия Небесного. Почва – сердца людей, где другие проповедники могли сеять, в силу того, что Спаситель сеял первым, они трудились над тем, что благословил Сеятель.

и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

При дороге, где почва не была вспахана, т.е. подготовлена (скорбями), следовательно семя не могло углубится в этой почве, а осталось на поверхности, где было притоптано прохожими и поклевано птицами.

6 А иное упало на камень и взошед засохло, потому что не имело влаги;

Камень – имеется ввиду не каменистая почва, где корень между булыжниками  может проникнуть до влажной почвы, а каменистые места, занимающие в Палестине большое пространство, покрытые тонким слоем земли. Когда семя падает на этот слой, то быстро прорастает, но камень не допускает корню углубляться, потому росток идет в стебель, не укореняясь в почве,  потому что не имело влаги – он не мог противиться палящему солнцу, потому вскоре засыхал.

Душа, которая не углубляется в духовных упражнениях (углубление в корень), а отдает предпочтение рациональному познанию (рост в стебель) вначале быстро растет(кажется умной), но из-за того, что не имеет влаги (благодати) когда палит солнце (уныние) – засыхает, и духовно чахнет, и если не предпринять срочных мер – падает.

7 А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;

Терние – колючий кустарник с широкими лопастевидными, зазубренными листьями. Семя упало не между разросшимся тернием, а на почву плохо очищенную, где корни терновника не тщательно были вырваны. После этого когда стало расти семя, начал расти и терновник, который заглушил семя, так как рос быстрее, лишив его воздуха и света, поглотив своими корнями влагу и питательность почвы. Это семя чахнет в тени, плохо растет, имеет слабый стебель, не развивается до полного зерна в колосе и не дает зрелого плода, но не потому, что не было почвы как в первом случае, или не потому, что слой почвы был слишком тонким, как во втором случае, а потому, что ему не дает развиться терние. Даже почва в этом случае может быть доброй, но не хватает мудрого ухода, тщательного исторжения плевел, которые и заглушают посеянное рядом с ними.

Но в отличие от двух первых случаев, не всякое семя таким образом скоро погибает, как только исторгается терние – сразу же семя оживает и получает силу и вскоре может окрепнуть и принести обильный плод, важно не упустить время.

В духовной жизни: остаются не до конца вырванными из сердца земные привязанности­­­, или корни страстей, которые быстрее прорастают, чем семя добродетелей, забирая душевные силы, заглушают духовный рост. Важно избавиться от этих терний, чтобы духовная жизнь нормально развивалась и человек вовремя принес духовный плод. Господь своим благим промыслом, с помощью разных обстоятельств, зачастую скорбных, исторгает волчцы и терния из нашей жизни, чтобы дать возможность прорасти духовному семени.

8 А иное упало на добрую землю и взошед принесло плод сторичный.

У евангелиста Матфея сказано: «Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф.13:8).

Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Так Господь обычно призывает слушателей ко вниманию и к уразумению таинственного смысла, сокрытого под буквой.

9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так-что они видя не видят и слыша не разумеют.

11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

Как семя бросается в землю для того, чтобы оно возросло и принесло плод, так слово Божие преподается слушателям, для того, чтобы оно было принято ими и принесло плоды Духа Святого (Гал.5:22-23).

12 А упадшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

Первым препятствием для духовного роста является легкомысленность и рассеянность. Есть люди, у которых душа как большая дорога, открыта для всех мимоходящих помыслов и впечатлений, и сами они как бы вне себя, всегда ищут новых более острых впечатлений и ощущений, стремятся к накоплению новых знаний. Сердце таких людей, хотя иногда мягкое и доброе внутри, но вовне  углаживается разными впечатлениями, до такой степени, что в душу, не огражденную страхом Божиим, вниманием и молитвой не может глубоко проникнуть слово Божие, а остается как бы на поверхности, его и похищает диавол мирской многозаботливостью. Особенно это заметно когда человек становится на молитву или слушает проповедь, тогда диавол приносит множество помыслов и впечатлений, которыми мы ранее связали себя, таким образом окрадывая наше внимание похищает слово Божие. Прошла молитва – мы остались без плода внимания, покаяния и умиления, закончилась проповедь или чтение Евангелия, а мы не можем сказать о чем шла речь, так как почва наша бесплодна, и враг беспрепятственно расхищает нашу душу.

13 А упадшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

Это те люди, сердце которых не согрето истинной любовью к Богу. Оно оковано самолюбием или корыстолюбием, хотя совне кажется иногда мягким и чувствительным. Они любят говорить о добродетелях, даже чувствительны ко всему доброму, когда это льстит их самолюбию, с радость принимают слово Божие, пока оно не требует от них жертвы. Но у них нет корня всех добродетелей – жертвенной любви к Богу, искреннего желания своего спасения. Из-за этого сердце их чувствительно только совне, но хладно и жестко внутри, подобно камню, покрытому тонким слоем земли. Потому слово Божие не может углубиться в их сердце, возрасти и принести совершенный плод, потому всякое доброе чувство, возбужденное слышанием слова Божия сразу же чахнет, когда нужно принести самолюбие в жертву истине и правде, добродетели и благочестию. Нет искушений – они верят, пришли искушения – их вера увядает.

14 А упадшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

15 А упадшее на добрую землю, это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Епископ Тихон (Софийчук)