Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем Евангелии мы читали о том, как Господь призывал апостолов на евангельскую проповедь. Он увидел на берегу Галилейского озера двух братьев, Симона и Андрея, чинящих свои сети, подошел к ним и сказал: идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас оставили свои сети и последовали за Ним. В Евангелии от Луки добавлено еще, что этому предшествовало чудо: Господь велел им закинуть сети в море, несмотря на то, что они всю ночь ловили и ничего не поймали, и по слову Господню сети их оказались полны рыбы. Увидев это, рыбаки ужаснулись и пошли за Христом.
Это краткое повествование очень поучительно для нас. Господь призывает на проповедь апостольскую простых, неученых, казалось бы, людей, которые зарабатывали себе на хлеб ловлей рыбы, призывает, чтобы они стали ловцами душ человеческих. Всю ночь перед этим они трудились, но ничего не поймали. Утром сидели на берегу, мыли сети от грязи, чинили их, и вот подходит к ним Некто и говорит простые слова: идите за Мной, Я сделаю вас ловцами человеков. Почему они Его послушали? Потому что в Его словах была Божественная власть, которой не могло ничто, сотворенное Богом, противится. И как в первых строках книги Бытия сказано, что Бог сотворил небо и землю одним словом, «и бысть тако», так и здесь: Господь одним словом призвал апостолов – и бысть тако. Они встали и решительно пошли за Ним, чтобы быть Его учениками, чтобы впоследствии быть Его апостолами, чтобы проповедовать слово Божие всей твари.
Галилейское озеро является образом нашего мира, мятущегося различными социальными, экономическими, политическими бурями, в который Господь забрасывает Свои спасительные евангельские сети. С северной стороны в Галилейское озеро впадает Иордан – живоносная река, в которой водится много рыбы, а с южной стороны этот же Иордан вытекает в Мертвое море, и все, что попадает туда живое, сразу же погибает. Так и мы – приходим в этот мир одними дверями, и выходим другими, но пока живем в этом море бушующем, для нас очень важно дать себя уловить апостолам, посланным Господом для того, чтобы нам не погибнуть в мертвом море вечных мучений.
В Ветхом Завете книжники и фарисеи также забрасывали сети, чтобы направлять людей ко спасению, но не могли уловить никого в ночь ветхозаветную, пока не пришел Господь и не принес новую сеть, сеть евангельскую, которую и поручил Своим ученикам.
Многие люди забрасывают в мир свои сети с надеждой уловить какие-то блага – кто мудрость, кто богатство, кто счастье. Но вместо мудрости они уловляют безумие, вместо истинного счастья, которое возможно только с Богом, они находят счастье призрачное. Наполняя свои корабли богатством, многие тонут, потому что не умеют правильно распоряжаться им. И только евангельской сетью можно уловить истинную мудрость, и истинное счастье, и истинное богатство, способное наполнить наши бездонные и бессмертные души. Только будучи уловленным этой сетью можно уже здесь, на земле, соединиться с Богом и в будущем наследовать жизнь вечную.
Также, как некогда Господь призвал апостолов, Он призывает и всех нас, всем нам Он говорит: оставьте сети мирские и последуйте за Мной, придите в храм Божий, придите ко спасению. Господь просит нас оставить свое ничтожное богатство, которое все равно останется здесь, и которое мы не сможем взять с собой в Царствие Божие, и дает нам вместо него истинное, духовное богатство, дает всего Себя.
Одному подвижнику однажды было видение – он увидел большое грязное море, в котором находилось множество людей, которые то всплывали на поверхность, то погружались обратно в водную пучину, а рядом с ними на лодках плавали некие светлые юноши. Эти юноши пытались помочь людям выбраться из воды, протягивая кому руку, кому весло. И одни с радостью принимали помощь, молили о спасении, а другие грубо отталкивали от себя протягиваемые им руки и снова погружались в грязные мутные воды моря. Тех людей, кто дал себя вытянуть, юноши в лодках переправляли на берег, где их омывали, переодевали в чистые одежды, кормили и затем указывали им путь в гору. И вот они шли по этой горе, а когда загрязняли свои одежды, останавливались в неких красивых зданиях, омывали себя снова, подкрепляли себя пищей и шли далее. Некоторые доходили до самого верха этой горы и уходили в некое чудное место, а некоторые останавливались на полпути, возвращались вспять и сами бросались обратно в мутное море. Когда подвижник спросил, что означает это видение, ему было сказано следующее. Море – это наш мир, люди в нем погружены в мутные воды страстей. Юноши, спасающие людей, – это ангелы, которых присылает Господь, а также епископы, священники, которые своей проповедью, своими делами пытаются привести людей ко спасению, уловить их в лодку, которая суть образ нашей Церкви. Затем людей, переправившихся на берег, омывают в бане Крещения и в бане Покаяния, и причащают Святых Христовых Тайн – насыщают их бессмертные души этой вечной Пищей. После этого им показывают истинный путь, путь узкий, трудный, но ведущий в гору – ко спасению. Многие люди идут по этому пути и достигают конечной точки этого трудного странствования; а когда они оступаются и снова впадают в грехи, то получают помощь в Таинствах Покаяния и Причащения. Но есть и другие – те, кто не выдерживает и возвращается вспять – уходит из Церкви Христовой и бросается обратно в пучину страстей, погрязает в житейских заботах.
Все мы, дорогие братья и сестры, призваны ко спасению, нас всех уловили апостолы, все мы должны идти узким путем, ведущим в Царствие Небесное. Сегодня мы празднуем память всех святых, в земле Русской просиявших. Есть великая тайна их спасения, и она открыта в сегодняшнем Евангелии: они оставили все и последовали за Христом. Юноше, спросившему «как мне спастись?», было сказано: соблюдай заповеди. Мы все должны поступать так, но кто хочет быть совершенным, тот да оставит все и да последует за Христом узким путем крестоношения, как сделали это святые угодники Божии. Господь требует от нас по силам, но если мы уже пошли за Христом, то нужно стараться в меру своих сил достигать духовного совершенства, исполнять заповеди Христовы, учиться жить по-евангельски, по-христиански. И если что-либо не будет получаться, то не стоит отчаиваться – Господь всегда рядом, Он Сам несет за нас наши тяжелые ноши, Сам омывает нас от грязи, которой мы себя пачкаем, Сам дает нам нетленную пищу – Свое Тело и Кровь. Главное – не обращаться вспять, а взирать только вперед и с надеждой идти за Христом. Этим путем прошли все святые.
Празднуя сегодня память всех святых, в земле Русской просиявших, мы не выделяем их из числа всех святых, не обособляем в гордости, что вот, они наши, нет. У Бога нет ни эллина, ни иудея, ни украинца, ни русского, ни белоруса, но во всем Христос. Просто наше великое древо – Церковь Христова – на одной из ветвей, Русской Православной Церкви, дала обильный плод. Мы знаем, что Русь называется святой именно потому, что она дала обильный плод святых. И если мы посмотрим в святцы, то увидим, что почти каждый день мы празднуем память того или иного русского святого, который жил на этой земле. Он был таким же человеком, как и мы, он также жил в этом мире, суетном, прелюбодейном, как назвал его Господь, но он оставил все, оставил сети свои и последовал за Христом.
Будем же и мы стараться следовать примеру святых угодников Божиих, будем стараться дать уловить свою душу евангельской сетью, единственной, через которую можно обрести спасение, чтобы и нам сподобиться тех вечных благ, которые уготовал Господь всем любящим Его. Аминь.
Епископ Тихон (Софийчук)