Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
В первое воскресенье Великого поста мы празднуем Торжество Православия. Этот праздник был установлен в 843 году, когда на Седьмом Вселенском Соборе была окончательно побеждена ересь иконоборчества, раздиравшая нашу Святую Православную Церковь в течении почти ста лет. Тогда же было принято решение торжественно праздновать это событие каждый год в первое воскресенье Великого поста. И вот сегодня мы также празднуем, торжествуем эту окончательную победу Православия, низложение всех ересей, волновавших Церковь и осужденных на семи Вселенских Соборах.
Сегодня мы осознаем всю важность почитания икон. Почитая иконы, мы почитаем самого Бога. Мы поклоняемся не веществу, не дереву, как говорят некоторые, но самим угодникам Божиим, Богу, Божией Матери, которые изображены на иконе. Человек, рассматривая фотографию, не рассматривает фотобумагу, на которой напечатано изображение, и, рассматривая картину, не рассматривает холст, на котором она написана, но смотрит на то, что изображено на холсте.
Так уже Богом установлено, что мы во плоти должны поклоняться Господу всем своим существом — плотью и душою, и духом. Мы чтим иконы, показывая этим наше благоговение к Богу. Мы здесь учимся благоговейно чтить Бога, чтить Богоматерь и святых угодников, для того, чтобы жить в Царствии Божием. Тот, кто, как сектант, относится к Богу панибратски, тот не сможет благоговейно жить и поклоняться Богу в Царствии Божием. Нам нужно благоговейно ходить в храм Божий, как в псалме воспевал царь Давид: Вниду в храм Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Нам необходимо со страхом Божиим почитать образы, и со страхом Божиим участвовать в Божественной Литургии, выказывая свое благоговение. Когда мы входим с просьбой к начальнику, мы показываем свое уважение к нему, и только в этом случае он нас выслушает и поможет. Если же человек будет вести себя дерзко, то это вызовет ответную реакцию, и не стоит в таком случае надеяться на милость и помощь.
Икона имеет великое значение для нашего духовного роста, для духовного совершенствования. Можно понять это, видя, как враг рода человеческого воздвигал на иконы гонение в течении почти ста лет, и в то же время, как активно он внедряет в нашу жизнь «антиобразы» — страстные, низменные изображения, которые мы сегодня видим везде. Враг рода человеческого знает: для того, чтобы войти в душу человека, нужно потакать его страстям. Именно этим пользуются рекламодатели, заставляя людей через греховные изображения покупать тот или иной товар. Все знают, как пагубно, низменно действуют на человека блудные образы. Человек сразу чувствует, что в нем возникает что-то липкое, грязное. И наоборот, когда мы смотрим на икону, мы замечаем, что в нас воздвизаются возвышенные, одухотворенные, благоговейные чувства, что мы возносимся внутренне к Богу.
Святая Православная Церковь установила все для того, чтобы мы спаслись, для того, чтобы наследовали Царствие Божие. В Церкви нет ничего случайного, напрасного, все имеет свой смысл. Догматы, установленные Церковью на Вселенских Соборах, очень важны для нас- это основы нашего вероучения, это те границы («оросы»), которые ограждают Церковь от падения в ереси. До сего дня Церковь стоит в истине только благодаря хранению этих догматов. Если хоть малейший из догматов Церкви исказить, то искажается не только вероучение, но и вся наша жизнь. Потому-то святые отцы стояли даже до смерти за сохранение догматов — чтобы мы могли верить правильно, чтоб истинная православная вера сохранилась неповрежденной, чтобы мы могли в Церкви спастись. Все мы знаем, что если хоть немного исказить звуковой ряд, то сразу же нарушается вся гармония в музыке, и музыкант не может больше играть. И в науках тоже, если нарушить, например, принятые всеми аксиомы, то между учеными воцарится хаос непонимания.
Все основные догматы нашей Церкви изложены в Символе веры, который мы исповедуем каждый день в утренних молитвах, который мы поем на Литургии. Если кто-то спросит нас, во что мы верим, нам следует прочитать Символ веры, в котором четко и емко выражено основное учение Православия.
Католики изменили Символ веры, и вслед за этим у них нарушилась вся жизнь. Все ереси в католичестве являются следствием «филиокве»: они, приняв, что Дух Святой исходит также и от Сына — косвенно утверждают, что Дух Святой — это не третья ипостаси Святой Троицы, но отношение между Богом Отцом и Богом Сыном. Богословы доказывают, что и ересь папства, и другие ереси проистекают из нарушение этого искаженного догмата.
Сектанты вообще не исповедуют Символ веры, отвергая святых, загробную жизнь, воскресение, тем самым свидетельствуя, что они не принадлежат Церкви.
Догматы формируют не только Церковь, они формируют и нас изнутри, потому что, живя по этим догматам, мы изменяемся. Это своего рода божественная программа, раскрытая святыми отцами, чтобы оградить нас от ересей и заблуждений. Если, к примеру, в компьютерной программе изменить хоть одну точку, она не будет работать. Так и здесь. Господь сказал, что ни одна йота от закона не будет нарушена, что Он пришел исполнить закон. Он пришел исполнить все, что было Ему предначертано самим Богом Отцом. И Он исполнил, пострадал и спас все человечество, и теперь уже от нас зависит, воспримем ли мы благие плоды Его проповеди, Его распятия и воскресения, или же исказим их в себе и не примем того, что нам открыл Господь. Будем поэтому всеми силами стараться соблюдать догматы, которые нам даны в Церкви, будем соблюдать те евангельские заповеди, которые открыл нам сам Господь Иисус Христос. Будем благоговейно поклоняться иконам, ведь мы знаем, что первой иконой стал нерукотворный образ, запечатленный самим Господом нашим Иисусом Христом на убрусе. История повествует, как эдесский царь Авгарь, больной неизлечимой болезнью, послал своего живописца, чтобы тот написал лик Христов. Но посланный художник не сумел изобразить Его, потому что лик Господа сиял и изменялся. Тогда Господь взял воду, умылся, вытерся платом, и на этом плате отпечатался Его лик. Тропарь этому нерукотворному образу мы сегодня читаем: «Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий». Мы действительно поклоняемся пречистому образу, пречистым образам Божией Матери и всех святых. Первая икона Богородицы была написана еще евангелистом Лукой на доске того стола, за которым они сидели вместе с Господом и Божией Матерью. Потом этот чудотворный образ благословила сама Богоматерь. Она явилась и сказала, что на нем будет всегда пребывать Её благодать и благословение. По преданию, этим образом является Владимирская икона Божией Матери.
История знает немало случаев явления нерукотворных икон. К примеру, на Афоне, в болгарском монастыре «Зограф» есть икона Георгия Победоносца, лик которого сам чудесно изобразился на доске, приготовленной для иконописи. Как-то один епископ, сомневаясь в чуде, приложил к лику святого палец, и не смог его оторвать. Как ни молились потом собравшиеся, как ни плакали, сделать ничего не смогли и часть пальца пришлось отрезать — он до сих пор, для свидетельства всем, остался на иконе.
Чудеса происходят от икон и до сего дня: многие иконы мироточат, даже кровоточат, и это является для нас, неверующих, небесными знаками. Человечество дошло до такого состояния, что иконы плачут, пытаясь хоть как-то пробудить нас, привести в чувство, заставить вспомнить о реальности иного бытия. Господь являет нам чудеса, чтобы мы покаялись, чтоб мы отстали от своих грехов, пришли к Богу и стали жить по Его божественным заповедям. Будем же чтить честно иконы святых угодников, Божией Матери и Господа, будем поклоняться пречистому образу Господа нашего Иисуса Христа, будем также сохранять те догматы, которые нам оставлены Святой Православной Церковью.
Епископ Тихон (Софийчук)