Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнее воскресенье наша святая Православная Церковь воспоминает плач Адама. О чём плакал Адам? Он плакал об утерянном Рае. Все мы читали книгу Бытия, читали о том, что Господь сотворил человека счастливым, вечным, и поселил его Раю. Господь поставил человека возделывать этот Рай, и дал ему одну-единственную заповедь – не вкушать плодов от дерева познания добра и зла. Адам счастливо жил в божественном свете, который согревал его душу и покрывал его тело, не зная ни болезни, ни слёз, ни какой-либо скорби. Но вот, по наущению дьявола, первые люди согрешили – они ослушались Бога и вкусили от запретного плода. Когда же после этого Господь стал звать Адама, то человек начал прятаться от Него, увидев себя нагим – лишенным первоначальной благодати. И на вопросы Господа, не ели ли они от древа познания добра и зла, Адам и Ева начали обвинять другого: Ева – змия, Адам – «жену, которую Ты мне дал», то есть фактически самого Бога. И здесь Господь увидел, что закрылись души их для покаяния, что они не смогут измениться, если опытно не вкусят плодов своего ослушания. Господь не выгонял Адама и Еву из Рая, Он, можно сказать, только «констатировал» тот факт, что они сами себя изгнали оттуда, захотев «стать богами». И вот Бог отправляет человека на землю – в юдоль плача, чтобы он смог увидеть, чего он лишился своим преслушанием Божественной заповеди.
С тех пор плач человека о потерянном Рае продолжается в течении всей его земной жизни. Мы все плачем вместе с Адамом, потому что утратили своё Отечество Небесное и находимся в изгнании. Мы утратили тот свет, проблески которого брезжат на земле в праведниках и во святых. Мы лишились этого по своей вине – по своим грехам. И вот сейчас, в преддверии Великого поста мы вспоминаем эту величайшую катастрофу человеческой истории, эту величайшую утрату – чтобы снова устремиться к Богу через покаяние и подвиг.
Чем усерднее мы будем подвизаться, тем большая радость ожидает нас в конце пути – и в праздник Пасхальный, и в конце нашей жизни. Чем больше человек испытывает на земле страданий, тем радостней ему будет встретиться с Господом в Царствии Небесном. Всё забудется – и болезни, и скорби, и печаль, и обиды – и останется только одна радость о воскресшем Христе. Потому будем стараться очищать себя в грядущие дни Великого поста, трудиться, чтобы оказаться достойными пасхальной радости, чтобы суметь пережить благодатное озарение сердечное – залог будущего Царствия. Господь говорил, что некоторые «вкусят Царствие Божие, пришедшее в силе» уже при земной жизни. Он говорил это не только об апостолах, которые пережили фаворский свет, но и обо всех нас, потому что все мы в той или иной степени можем почувствовать благодать и подлинную радость, особенно в пасхальные дни.
Как часто бывает, что дети не слушаются своих родителей и уходят из отчего дома, презирая все те блага и богатства, которые даются им дома даром. Так же и все мы – ушли из отчего дома, и теперь переживаем свою богооставленность, переживаем лишения и, как блудный сын, питаемся рожцами, вместо хлеба, которого в избытке у Отца Небесного. Рожцы – это пища свиней, пища тех, кто живет свинской жизнью, валяясь в болоте и грязи своих страстей. Но душа человеческая создана только для одного – для блаженства, для рая, для Бога, для общения с Богом. Мы все чада Божии, а если мы чада, то должны слушаться Бога, любить Его и творить Его Божественную волю. Если мы чада, то должны вспомнить, чего мы лишились, оставив Отеческий дом, и вернуться обратно. Чтобы Господь, видя наше раскаяние, смог выбежать к нам навстречу, как в евангельской притче об этом написано, чтобы Он смог одеть перстень на наши руки – вернуть нам образ Свой, и обуть сапоги на наши ноги – дабы нам ходить по заповедям Господним, попирая змиев и скорпионов наших страстей.
Здесь, на земле, мы приходим в Церковь для того, чтобы научиться жить с Богом. Чтобы научиться любить Его всем сердцем своим, всем своим помышлением и всею своею крепостью. Вкусив же в Церкви Христовой благодати и обновившись душой, мы можем нести эту благодать, этот свет, другим людям – чтобы и им измениться и почувствовать себя чадами Божиими.
Сегодняшнее воскресение называется ещё Прощёным воскресеньем. Мы все каждый день читаем молитву «Отче наш», в которой есть такие слова: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Мы все должники – перед Богом и друг перед другом: кого-то мы обошли вниманием, любовью, кому-то должны что-то материальное. И Господь предупреждает, что долги наши не будут прощены нам, если мы первее не простим тем, кто сотворил что-либо против нас. Господь не простит нам не потому, что Он суровый и немилосердный, но потому, что та злоба, которая останется в нашем сердце после обиды и непрощения, не даст нам возможности впустить в себя благодать Святого Духа. А если благодать не войдет в нас, то Господь не сможет в нас жить. Мы знаем, как тяжело молиться, когда мы имеем на кого-то обиду – эта обида застилает нам глаза и не даёт возможности даже сосредоточиться на словах молитвы. Но как только мы прощаем ближнему, будто бы пелена слетает с нашей души, и мы снова можем восхвалять Бога и благодарить Его. Попросим же сегодня прощение у наших близких за всё, что мы совершили против них, и сами простим им все обиды. А прежде всего попросим прощение у Бога и Божией Матери, которых мы ежечасно безмерно оскорбляем своими грехами. И пусть коснется наших душ благодать чистосердечного раскаяния, чтобы нам войти в Великий пост с чистым сердцем и чистой совестью. Аминь.
Епископ Тихон (Софийчук)