Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем воскресном Евангелии мы читали, как Господь, восходя в Иерусалим, говорил Своим ученикам, что Ему надлежит пострадать. Ученики, как сказано в Евангелии, ужасались этому. Но путь в Царствие Божие, в Небесный Иерусалим всегда сопряжен со крестом. Господь укрепляет своих учеников для того, чтобы они потом не разбежались, чтобы не ужасались своего крестного пути. Он говорит о том, что ему надлежит пострадать, показывая этим, что Он вольно идет на страдания, что Он, как Бог Всеведец, знает все, чему надлежит быть.

Некоторые из учеников думали, что Он идет в Иерусалим воцариться. Евангелист Матфей пишет, что мать сыновей Зеведеевых подошла к Господу с просьбой, чтобы два сына её сели по обе стороны в Царствии Его, а евангелист Марк говорит, что сами братья Зеведеевы, Иоанн и Иаков, просили Его: дай нам сесть у Тебя одному по правую сторону, а другому по левую сторону в славе Твоей (Мк. 10:37). Тогда Господь посмотрел на них пристально и сказал: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? (Мк. 10:38) А потом, как Всеведец, сказал: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую ? не от Меня зависит, но кому уготовано. (Мк. 10: 39-40). И затем сказал, видя недовольство других учеников, что тот, кто хочет стать большим, да будет всем слугою.

Наше единство с Богом, наша близость к Богу очень важна. То, что ученики хотели быть ближе к Богу, это не зазорно. И Господь не укорял их, что они хотели сесть один одесную, а один ошуюю, хотя другие ученики и роптали на это. Господь знает, что каждый хочет быть ближе к Нему. Даже здесь, на земле, мы все хотим быть ближе к начальству, находиться как можно ближе к священникам, епископам, к мирским начальникам. Это заложено у нас изнутри: человек создан так, чтобы быть как можно ближе к Богу, как можно ближе к небесным началам, властям. Это естественное наше стремление. Мы все хотим быть ближе к Богу. Но Господь показывает, что важна не внешняя близость, не сидение близко к Богу, а важна внутренняя близость. А внутренняя близость достигается не внешними знаками привилегий, а достигается подвигом, крестным путём. Господь говорит: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;но сесть одесную или ошуюю от Меня ? не от Меня зависит, а от Отца. О чем это свидетельствует? Господь будет судить мир. Бог Отец будет только «констатировать» факт близости к Нему каждого из нас, каждого из подвижников и святых, по силе самоотверженности, по силе подвига, по силе страдания. Во Второе славное Пришествие, если можно так выразиться, Господь Отец, как Судья, будет рассаживать всех одесную или ошуюю. И тот сядет ближе к Богу, кто будет ближе к Нему по самоотверженности, по мученичеству, по подвигу. Это от нас зависит, потому что нам уже сейчас дана возможность приблизиться к Богу ? приблизиться добрыми делами, подвигами. И если мы приблизимся к Богу самоотверженностью и любовью, то тогда мы и сядем как можно ближе к Богу в Царствии Небесном. В Священном Писании сказано, что как звезда от звезды отличается, так и праведники на небе отличаются по своей внутренней величине и по подвигу. Тот больше отражает небесный свет, свет Божества, кто больше стяжет благодать Святого Духа благодаря своему подвигу, благодаря своей самоотверженности и мученичеству. Конечно, все зависит от Бога, но Господь только «констатирует» тот факт, что тот или иной подвижник благодаря своей самоотверженности и подвигу стал ближе к Нему. Мы должны это осознать и стараться стремиться к этой внутренней близости, любви к Богу, к самоотверженности, подвигу.

Мы знаем, что самым близким к Богу, самым светлым ангелом, был Денница. Но в тот момент, когда он подумал поставить свой престол выше Всевышнего (об этом сказано у пророка Исайи в 14 главе), он был низвергнут в ад. Когда человек возгордится, тогда между ним и Богом образуется внутренняя пропасть. Потому-то грех гордыни ? самый страшный грех: он разъединяет человека с Богом и с людьми. Поэтому нужно изо всех сил бороться со своей гордыней, нужно самоотверженно служить Богу и ближним. И об этом сказал в сегодняшнем Евангелии сам Господь: кто хочет быть первым, да будет всем рабом. Вот кто становится ближе к Богу, вот кто разрушает эту пропасть гордыни самоотверженностью добрых дел и любви. И этому мы как раз учимся в Церкви.

Сегодня мы также празднуем память великой подвижницы преподобной Марии Египетской. В среду вечером на утрени мы читали её житие, как читаем каждый год. Почему Церковь её так высоко почитает? Почему её так почитают во всех странах, во всей вселенной? Даже одну из недель Великого поста посвятили ей. Ведь она была великой блудницей, она семнадцать лет провела в страшном блуде и пьянстве. Она пришла в Иерусалим, чтобы там делать свои темные дела, но услышала, что все идут в Иерусалимский храм, чтобы поклониться Честному Животворящему Кресту Господню. Она хотела также войти в храм, но не могла: некая сила её не пускала, невидимая стена была перед нею. Поняв, что это по своим делам она недостойна войти в храм и поклониться великой святыне, она от всей души обратилась к Божией Матери. Она просила, чтобы Богородица стала её поручительницей в том, что она покается и больше не будет делать тех скверных и грязных дел, которые раньше делала. После этого она смогла войти в храм и преклониться Честному и Животворящему Кресту, а затем, когда вышла из храма, то услышала от Пресвятой Богородицы голос: иди за Иордан и там ты спасешься. И вот, не колеблясь, она взяла с собой три хлеба, причастилась один раз возле Иордана в храме Иоанна Крестителя и ушла в пустыню. Ушла туда, где даже звери не живут. Она терпела и зной, и жажду, она семнадцать лет мучилась от блудных воспоминаний, от воспоминаний песен, яств, вина, но она не сдавалась. Она падала на землю крестом, молила Пресвятую Богородицу и не вставала до тех пор, пока некая сила, некое светлое облако не сходило на нее и не осеняло ее. Так она и победила грех. Она сподобилась такой великой благодати, такого великого дара, что, как свидетельствует старец Зосима, во время молитвы на локоть поднималась от земли и посуху переходила через Иордан.

Это житие является утешением для всех нас. Господь пришел, чтобы спасти грешников. Он никого из нас не отринет. Приходящего ко Мне не изжену вон, ? сказал Господь. Вот это для нас и есть утешение: какими бы грешными мы не были, в каких бы скверных грехах мы не прожили раньше свою жизнь, всегда Господь нас принимает с любовью. И не только принимает, но и дает нам возможность стать великими подвижниками, как Мария Египетская. Потому не будем оправдывать себя ничем ? ни временем, ни местом, ни силами. Мы видим, что женщина достигла таких вершин духа, что она всё прозорливо говорила старцу Зосиме, что она, не читав Священного Писания, знала его наизусть. Мы видим, что каждый может прийти к Богу, каждый может сподобиться великих даров. Потому на Страшном Суде ни у кого из нас не будет оправдания. Мы не должны себя оправдывать, не должны искать легких путей, а стараться по мере сил, с помощью Божией, с помощью Пресвятой Богородицы спасаться. Просить у них благодати Святого Духа, той силы, которая осеняла преподобную Марию Египетскую. И Господь нам подаст спасение, если будет видеть, что мы идем узким путем крестоношения, а не уклоняемся на широкий путь служения своим грехам и желаниям. Пусть и трудно идти узким путем, но зато мы видим, какая награда ждет потом всех нас, какой награды сподобилась Мария Египетская и все те святые, которые шли по этому пути. Потому не будем унывать, не будем ослабевать в пути подвига, поста, молитвы, подвига добрых дел, а будем укрепляться Божественной силой, примерами святых, и Господь нам поможет пройти этот путь достойно и сподобит нас Царствия Божия, как сподобил всех святых. Аминь.

Епископ Тихон (Софийчук)