Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнее, ещё одно подготовительное воскресенье перед Великим постом наша святая Православная Церковь воспоминает Страшный суд. В сегодняшнем Евангелии мы читали о том, как это будет совершаться. Господь придёт во славе Своей с ангелами и со всеми святыми судить этот грешный мир, и каждый даст отчет, что он сделал за время своей земной жизни. И Евангелие приводит нам пример, с одной стороны, людей добрых – тех, которые питали алчущих, поили жаждущих, тех, которые посещали страждущих в больницах, заключенных в темницах. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. С другой же стороны Евангелие показывает нам людей злых, которые не сделали ничего доброго, при этом оправдывали себя: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? На что Господь им отвечает: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

Таким образом, Священное Писание ясно свидетельствует нам о том, что те, кто делают добрые дела и исполняют заповеди Господни, служат самому Богу. Святитель Филарет Амфитеатров говорит, что наши добрые дела, которые мы творим нашим ближним, – это как бы заёмное письмо, вексель, по которому Господь воздаст нам в будущей жизни. Важно, однако же, понимать, что творить добро мы должны не только из чувства долга или из желания спастись. Прежде всего, мы должны в себе воспитать милостивое внутреннее состояние, ибо Господь сказал: блаженны милостивые, яко тии помилованы будут. Блажен, кто милостив по своей сущности, по своей внутренней природе – не тот, кто только откупается своими деньгами. Мало только отдать одежду, накормить, пожертвовать денег – важно, чтобы милосердие было нашим внутренним состоянием. Чтобы человек, видя другого человека в нужде или несчастье, или скорби, отзывался на чужую беду всем сердцем и желал помочь бескорыстно, от всей души. Не для того, чтобы заработать от Бога какую-то награду, а именно по самой природе своего сердца. Мы знаем на примере бедной вдовицы, отдавшей две последние лепты, что люди с милующим сердцем оказываются намного выше тех, кто отдаёт большие богатства, но при этом не имеет любви и жалости. Ведь все дело – в нашем душевном расположении.

Когда придёт Страшный суд? Когда оскудеет любовь, говорит Священное Писание. Именно оскудение любви и умножение зла – первые признаки близкой кончины мира. Потому Господь так ждёт от нас, чтобы мы воспитали в себе любящее сердце. Ведь можно внешне исполнять добродетели, но не иметь от этого никакой пользы, если не будет у нас милости в душе. Если мы будем творить добрые дела с милостью, жалостью, любовью, тогда мы будем близки к Царствию Божию уже даже здесь, на земле, и Господь, смотря на нас, будет радоваться.

Многие люди, имеющие достаточно денег, жертвуют на храмы, на детские дома, в различные благотворительные фонды. Но если при этом они живут греховно, по своим страстям, то их жертва нечиста. Они как бы откупаются своими деньгами от Бога, от заповедей, и не приносят себе этим никакой пользы. Как сказал один святой отец: что толку, если ты выкупаешь многих из рабства, а сам остаешься рабом греха?

Нам нужно задумываться о нашем внутреннем состоянии. Нужно помнить, что есть добродетели намного высшие, чем внешние – добродетели внутренние. К примеру, монахи ничего не жертвуют материального, казалось бы, они только молятся и заботятся о своём спасении. Но забота о душе – это самое главное и самое высокое дело на земле, которое имеет значение не только для одного человека, но для всей вселенной. Перед постом нам нужно вспомнить, что душа наша – тоже алчущая, жаждущая и страждущая. И время поста – самое благоприятное, чтобы напитать её, чтобы посетить её «в темнице» – освободить от уз греховных и страстных, чтобы одеть её благодатью Святого Духа.

Страшный суд – он будет, об этом нам говорит Господь, но нам не нужно этого страшиться. Читая сегодня евангельское поучение о Страшном суде, Церковь не устрашает нас, но увещает, как любимых чад, помнить о нём. В миру больше всего боятся разговоров о смерти, пытаются эту мысль отогнать, заглушить развлечениями. Но Церковь призывает нас всегда помнить о ней, чтобы всегда быть готовыми предстать перед Богом. Страшным суд называется не потому, что Господь страшный, но потому, что страшны наши дела. Когда мы станем перед Господом, Который  есть Любовь, когда мы увидим, Кого мы оскорбили, нам станет очень стыдно и страшно за нашу прожитую жизнь. Потому-то, пока есть у нас ещё время, будем стараться творить добро. Господь милостив и Он всегда готов нас помиловать и простить, но важно, чтобы мы дали Ему это сделать. Любые наши добрые дела ничтожно малы по сравнению с любовью Господней, но все же будем стараться делать их, чтобы Господь видел, что мы готовы к изменениям, что мы способны жить в Царствии Божием.

Священное Писание говорит про злых людей, что сии пойдут в муку вечную. Неужели Господь может так сказать? Неужели Он зол или же немилосердный? Нет, Он справедлив и милостив. Но мы знаем, что тьма всегда бежит от света. Так и от любви бежит немилосердие, злоба, всякая неправда. Потому, когда явится Господь, то сами люди злые не смогут вынести Его света, как уже в этой жизни не могут выносить людей добрых, людей смиренных и кротких. Такие люди раздражают их, потому что гордость и злоба не могут терпеть добродетели. Самое страшное мучение для человека – это лишение Царствия Божия. Когда люди, которые могли бы наследовать Царствие Божие, поймут, что для них оно закрыто по их же жестокосердию, когда они поймут, что не могут видеть лице Божие – это и станет для них самой большой мукой. Даже здесь, на земле, мы уже можем наблюдать, как мучаются те, кто живет жизнью преступной и скверной. Они сами себя мучают, сами себя и друг друга съедают в своей злобе – а это и есть адское мучение. И наоборот, как прекрасно, когда люди любят друг друга – в семье, в обществе, в церкви; как прекрасно, когда помогают друг другу, оказывают милость. Поступая так, мы уже здесь предвкушаем те блага любви, милости, кротости, которые Господь уготовал любящим Его. Потому будем стараться воспитывать в себе милостивое, любвеобильное сердце, чтобы расти в добрых делах и чтобы быть способными к жизни любви в Царствии Небесном. Аминь.

Епископ Тихон (Софийчук)