Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее Евангелие повествует нам о чуде исцеления расслабленного. Мы все расслаблены, парализованы – если не телом, то душой. Мы лежим на одре своей беспечности и самозабвенно служим своим страстям и грехам. Быть может, мы и хотим делать добрые дела, ходить в храм, молиться, исправляться, но чувствуем, что нет у нас на это сил. А между тем, человек был создан не таким. Он был создан, чтобы вечно стремиться к Богу. Человек в лице первочеты Адама и Евы служил Богу всеми силами души – его ум, чувства и воля были устремлены к Богу. А после грехопадения человек утратил внутреннюю цельность. Наш ум уже не может удержать мысль о Боге, чувства настолько расслаблены грехом, что мы не в силах испытывать удовольствие даже от греха, не говоря уже о вещах божественных, воля наша направлена к удовлетворению страстей. И вот, Господь пришел на землю, чтобы исцелить человека, сделать его цельным.
Расслабленного принесли к Господу четыре человека. Видя множество людей, они разобрали крышу и опустили больного перед Спасителем, чтобы Он его исцелил. Эти четыре человека в духовном смысле означают наши силы души – ум, чувство и волю – и наше тело. На исповеди мы должны разобрать всю нашу прежнюю жизнь и повергнуть себя пред ногами Господа, чтобы Он нас простил. В храме Господь говорит каждому из нас: встань, возьми одр твой и больше не греши. Но мы, как и присутствующие при евангельском чуде, подвержены сомнениям, наши лукавые прежние чувства будто бы вопрошают: как Он может прощать грехи?
Четыре человека – это также четыре евангелиста, которые до сего дня через Евангелие приводят к Господу расслабленное человечество. Всех, кого коснулась эта проповедь, Господь исцеляет и сегодня – прежде всего внутренне, от расслабленности греховной, но также и физически, даже от неизлечимых болезней. Это мы видим каждодневно.
Господь всех нас слышит, слышит также и молитвы наших близких. То, что расслабленного принесли к Спасителю близкие, есть наставление нам молиться друг за друга, молиться за тех, кто, возможно, еще не переступил порог храма, кто болен духовно или физически. По нашей вере и по нашей любви, Господь в свое время исцелит всех, за кого мы просим.
Во второе воскресенье Великого поста Церковь также празднует память святителя Григория Паламы. Свт. Григорий Палама жил в 14 веке и подвизался на Афоне. Он известен как защитник православного учения о Фаворском свете и нетварных энергиях. В то время между Востоком и Западом случился спор о природе Божественной благодати: западные учителя говорили, что Фаворский свет и благодать тварны. Григорий Палама отстаивал истину, что Фаворский свет – это свет нетварный, исходящий от самого Божества. Фаворский свет – это проявление Божественной сущности, то есть естественное свойство и энергия Божества. Спор о тварности или нетварности благодати – это, по сути, спор о возможности или невозможности нашего спасения. Если этот свет нетварный, если благодать нетварна, тогда мы по причастию к этому свету становимся богами по благодати и спасаемся. Если же этот свет тварный, тогда мы не можем спастись: благодать недосягаема для нас, а значит, мы не можем к ней приобщиться.
О необходимости стяжания благодати учили многие отцы и подвижники. Серафим Саровский говорил: «Стяжи благодать и вокруг тебя спасутся тысячи». Что значит быть в благодати Святого Духа, он показал при беседе с Мотовиловым, когда лицо его просветилось нетварным фаворским светом. В житии Феодосия Печерского, память которого мы сегодня также празднуем, сказано, что когда он выходил к людям после сорокадневного поста и подвигов, лицо его сияло как солнце.
Мы спасаемся только Божественной благодатью, которая нас пронизывает. От Бога исходит энергия, и по сопричастности к этой энергии мы становимся причастными к божеству. Если, например, железный прут бросить в огонь, он раскалится докрасна и будет принадлежать двум естествам – железу и огню. Так и человек, когда на него нисходит благодать Святого Духа, является и человеком, и богом по благодати.
Первый человек, Адам, после грехопадения лишился нетварной божественной энергии, а потому стал болеть и умирать. А тот, кто становится причастным благодати, никогда не умрет. Над ним не властна вторая смерть – смерть души. Прп. Симеон Новый Богослов говорит в своих творениях: благодать Святого Духа – это душа души нашей. Кто стяжет благодать Святого Духа, будет жить вечно, а кто не имеет благодати, тот уже здесь распадается внутренне – в помыслах и желаниях. Такой человек становится расслабленным, он не может молиться, не может внутренне собраться, устремиться к Богу. А благодать нас внутренне исцеляет, делает цельными. Что происходит, когда человек делает грех? Если прут долго перегибать в одном месте, он сначала нагревается, а потом ломается. Так и человек: сначала получает какое-то удовольствие от греха, как бы нагревается, а потом внутренне ломается. Делая грех, человек сам себя истощает и разрушает. Известно, до какого саморазрушения может дойти человек, впадая в пьянство, блуд, наркоманию.
Человек создан для блаженства, а настоящее блаженство может дать только благодать. Причаститься благодати можно в Церкви – прежде всего, исповедуя и оплакивая свои грехи, избавляясь от прежних ошибок и делая добрые дела. Когда Господь увидит, что мы способны принять благодать Святого Духа и удержать ее в себе, он пошлет нам ее. И здесь важно не только получить дар, но и удержать его, правильно распорядиться им. Нужно учиться сохранять благодать Святого Духа, чтобы накапливать ее в себе, просвещаться ею все более и более. В Церкви мы этому учимся – участвуя в Таинствах, исполняя евангельский закон, читая слово Божие. Каждому из нас нужно делать то, к чему наиболее лежит душа. Серафим Саровский рассказывал, что в детстве они с отцом всегда торговали на базаре тем товаром, который приносил больше прибыли. Так же нужно поступать и в духовной жизни. Если больше духовной прибыли приносит чтение Слова Божьего – нужно читать его, если больше помогает служение ближнему – нужно служить ближнему. Мы должны подготовить себя к принятию благодати. Как говорил блж. Августин: Бог создал нас без нас, но без нас Он спасти нас не может. Нужна синергия, «соработничество», нужно дать возможность Богу нас спасти.
Поэтому будем стараться просвещаться благодатью Святого Духа, пока это возможно здесь на земле. Пока есть время, будем использовать его. Очень благодатным временем является Великий пост, когда Господь особенно нам помогает в деле спасения. Путь Господь укрепит нас, пусть дарует благодать Святого Духа, укрепляющую и просвещающую нас. Аминь.
Епископ Тихон (Софийчук)