Лк.18:9-14
9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей став молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
Словом “став” – подчеркивается усиленное выражение фарисейства. Фарисей стоял в особом молитвенном положении, так чтобы он мог быть всеми замечен, обратив на себя всеобщее внимание своей “набожностью”.
“став молился сам в себе” – эти слова можно понимать как гордое отделение фарисея от других людей, не заслуживающих в его лице внимания. В своей молитве фарисей показал крайнюю гордыню и самодовольство, хвала Богу служит у него только средством для выражения своей праведности и того, что он лучше других. Кроме того, в своей молитве фарисей осуждает и порицает других, он благодарит Бога не столько за блага, которые имеет, сколько за беззакония, которые видит в других. Не видя в своих глазах бревна(гордыни) он усматривает в глазах ближнего сучец. Он укоряет перед Богом ближнего, как порочного, хотя сам находится под милостивым промыслом Божиим. Ставит мытаря между хищниками и злодеями, тогда как, может быть, этот низкий в его глазах Закхей, через час, каким-нибудь способом, поднимется выше, чтобы узреть Христа, и впоследствии в доме у мытаря Господь скажет: “яко и сей сын Авраамль есть”(Лук.19:9).
12 Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Эти “подвиги” дают право думать о себе фарисею очень высоко. По закону Моисееву было определено поститься один раз в году – в великий день очищения, когда приносилась жертва за грехи всего народа(10день VIIмесяца; (Лев.16:29)), а фарисей поститься два раза в неделю. По закону Моисееву было определено отдавать на содержание священников и левитов от плодов земли и стада (Числ.18:25), а фарисей отдает десятину даже от самых мелочей – мяты, аниса и тмина. Десятая часть выражала идею целого(10 – число полноты), и посвящая ее Богу, жертвователь тем самым признавал, что все, что он имеет дано ему от Бога и Богу принадлежит. Потому отдавая десятину, жертвователь считал, что все остальное имение освящается посвящением десятой части Подателю всех благ. Хотя обычай посвящать десятину – древнее Моисеева закона, что видно из примера Авраама, давшего десятину от своей добычи Мелхиседеку, священнику Бога Вышняго. В своих глазах фарисей был чистым, беспорочным праведником, и из принадлежащего только ему он дает Богу десятину даже из самых мелочей.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Мытарь стоял “вдали” от святилища, не почитая себя достойным даже приблизится к нему. Он стыдился Бога, не смея даже поднять глаза на небо, мытарь болезненно сознавал свои грехи ”ударяя себя в грудь”, показывая этим угрызения совести. Он чувствовал, что перед всевидящим оком Божиим он весь открыт и этот взор вечной правды и святости жжет его душу, потому он и опустил свои глаза, чтобы не встретить эти ослепительные лучи правды Божией. Но он знает, как исполнитель государственного закона, что есть кроме закона еще и милость, которую он по-видимому оказывал к бедным людям не могущим заплатить налоги и помилованных им избавлением от долговой тюрьмы, потому зная это опытно( и имея дерзновение так “суд без милости – не оказавшему милости) он взывает, не имея возможности заплатить долг: “ Боже! будь милостив ко мне грешнику!”. Мытарь ничем себя не оправдывает и ни чем не умаляет своих грехов ни обстоятельствами жизни, ни умножившимися соблазнами ни искушениями окружающими его повседневно, среди которых никто не может остаться без греха, он только видит себя последним грешником и из адской глубины(старец Силуан: “Держи ум свой в аду и не отчаивайся”) этого сознания взывает “будь милостив ко мне”, “помилуй меня – я грешник, да и только! Нет во мне ничего доброго, за что можно ожидать пощады. Прибегаю к Твоему великому и бесконечному милосердию, “ибо насколько величие Твое, настолько и милость Твоя”, только она одна может меня спасти, “по велицей милости Твоей помилуй мя, по множеству щедрот Твоих очисти беззакония моя”, бесконечная Твоя благость да победит бесчисленные грехи мои!”
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Гордость закрыта для благодати окончательно, а другие грехи в случае искреннего раскаяния открывают доступ благодати в сердце грешника. Гордый человек самодостаточен и не требует помощи ни от кого, т.к. признает только себя как последнюю инстанцию, а падший грешник видит свою немощь и недостаточность, потому ищет помощь для исцеления у Бога.
Великий пост – десятина посвященная нами Богу, но сам пост по себе не имеет цены если он не украшен смирением. Пост—не самоцель, а средство с помощью которого мы воспитываем в себе жертвенность и воздержание ради любви(цели) к Богу и ближним. Пост(“уклонися от зла”(Пс.33)) – отрицательная работа по отсечению эгоизма, а любовь к Богу и ближним(“и сотвори благо” (Пс.33)) – положительная работа над собой.