1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил чрез него.

2 И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

3 Искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом;

4 И забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее

5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7 И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку.

8 Закхей же став сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама;

10 Ибо Сын, Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Закхей в переводе с еврейского означает «чистый», «праведный». Он является образом нашего ума. До грехопадения ум человека был действительно чистым и праведным, но преступление заповеди помрачило его. И чем больше человек грешил и отступал от богоугодного образа мыслей, тем он все сильнее умалялся, тем он все более питался страстями. Так и Закхей, начальник мытарей, снимал подать с народа, как ум грешника снимает мыто с греховных мыслей и страстей, услаждаясь этим. Но Господь не хочет погибели грешника, потому Сам приходит к нему – теперь главное увидеть Господа, но греховные мысли и страсти мешают малому духовным ростом уму, как Закхей не мог  увидеть Его из-за множества народа. Потому Закхей взбирается на смоковницу, которая является символом фарисейских безблагодатных дел, так и грешник, желая познать Господа, стремиться очистить свой ум внешними добродетелями (покаянной жизнью).

Господь же увидев труд Закхея сказал: «Закхей сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме», добродетели не самоцель, лишь средство помогающее привлечь в свой дом-сердце Господа и лишь когда ум-мытарь отдаст оброки мешавшие ему, тогда он сможет  не рассеянно молиться в сердце Господу.  

«Закхей же став сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Так и ум, вкусивший сладость имени Иисусова решительно отказывается от высокомудрия и суетных мечтаний, которые отдает нищим –  т. е. бесам приносящим эти прилоги, также отдает вчетверо больше – благим мыслям, которые попирал ранее. В итоге все имение роздано, дабы приобрести одну многоценную жемчужину – Христа. Господь свидетельствует, что такой человек спасен: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». Как Авраам вышел из Ура Халдейского, из дома отца своего язычника по призыву Бога,  так и Закхей из прежней греховной жизни, отказавшись от идолопоклонства мамоне. Как Авраам принял Бога в своем шатре в виде трех странников – так и Закхей принял Великого Странника в своем доме. Потому Господь усыновляет Закхея Аврааму говоря: «Ибо Сын, Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».