Неделя о Закхее
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем воскресном Евангелии мы читали всем нам хорошо известное повествование о Закхее мытаре. Услышав, что Христос пришел в Иерихон, Закхей захотел увидеть Его. Ему мешала толпа, теснившаяся вокруг, и он, будучи мал ростом, взобрался на сикомору. А Господь, увидев его, сказал: Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Тогда Закхей слез и принял у себя Господа, после чего многие из фарисеев роптали, что Христос вошел в дом грешника.
Евангелие говорит, что Закхей был богатым человеком. Казалось бы, что ему не хватало? Зачем ему понадобилось видеть Христа? Мы знаем, что мытари – сборщики налогов – зачастую копили свое богатство, наживаясь на чужом горе, взымая налоги сверх положенного. Закхей искал богатства и нажил его, но душа его не удовлетворилась этим. Он чувствовал внутреннюю пустоту, не мог не чувствовать, ибо Господь говорит, что жизнь человека не зависит от богатства, что богатеть нужно одним – Богом. И вот он наконец находит истину, находит Того, Кто может удовлетворить его глубинные душевные запросы. Но для того, чтобы увидеть Христа, ему приходится потрудиться – влезть на дерево. Подумаем, он ведь был богатым человеком, а богатые люди обычно ведут себя напыщенно, боятся унизиться, боятся упасть лицом в грязь. А здесь мы видим иное. Закхей не обращает никакого внимания на толпу, взбирается на смоковницу, показывая этим свое искреннее, чистое детское рвение. И Господь, видя это рвение, понимает, что этот человек способен к принятию благодатной евангельской проповеди. Потому Он и говорит ему: сойди, ибо Мне надобно быть у тебя в доме. Господь пришел взыскать погибших, а посему идет в дом к мытарю и обедает с ним. А что же Закхей? Слово Господне коснулось его сердца, и он от радости не знает даже, что сказать. И говорит: Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
Все мы с вами тоже похожи на Закхея, в той или иной степени. Всех нас Господь призывает в Царствие Небесное, в Свою Церковь. Но в Церковь могут войти только те люди, которые трудятся над собой, которые искренне ищут Бога, которые знают, что только Он один может ответить на их глубинные духовные запросы. Мы не должны обращать внимание на мирскую толпу, которая застилает нам Христа. Что бы о нас ни говорили, что бы ни делали нам, как бы ни смеялись над нами – несмотря ни на что, нам нужно взобраться на свою смоковницу, а смоковница – это образ покаяния. Только покаяние наше не должно быть бесплодным, ведь мы помним, что Господь проклял бесплодную смоковницу. Покаяние наше должно приносить плоды, те, о которых говорит апостол: плоды же Духа: радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание… Если Господь видит, что человек сделал первый шаг к Нему, то Сам спешит навстречу человеку, как поспешил к Закхею.
Закхей – это также образ нашего ума. С еврейского языка «Закхей» переводится как «праведный», «чистый». В некотором смысле это насмешка, ибо мытарю дано имя, которое не соответствовало его жизни. Так и наш ум, к сожалению, услаждается многими житейскими попечениями, плотскими страстями, он ищет, чем занять себя, но со временем понимает, что все эти развлечения, все эти мирские утехи не приносят удовлетворения душе. Становится понятно: для того, чтобы удовлетворить душу, нужно потрудиться в добродетелях, нужно принять в себя самого Господа. И только тогда человек сможет возрасти в меру возраста Христова.
Первый человек, Адам, был сотворен способным к общению с Богом. Его ум был высоким, но после того, как Адам ниспал из своего высокого положения, ум его умалился. Вместо праведного и чистого, он стал засоренным мытарем, питающимся налогами от страстей и мирских утех. И вот именно для того, чтобы опять возрасти, возвысится, нужно покаяние – оно возводит нас и наш ум к Богу и устремляет нас в Царствие Божие. Это и есть задача нашего спасения: возвысить наш ум, «долу поникший», сделать его способным к зрению Бога, к общению с Богом, вновь соединить его со Христом. Нам нужно избавиться от всего того, что застилает нам Христа, что не дает нам видеть Его. Нужно возвысить наш ум над страстями, возвысить его в добродетелях, в чтении Слова Божьего. Изучая Евангелие, причащаясь Святых Таин, участвуя в Таинствах церковных, мы делаемся способными к возрастанию во Христе, к тому, чтобы общаться со Христом уже здесь, в этой жизни, а не только в жизни будущей. И если мы будем возрастать в меру возраста Христова, то увидим скоро, что всё наше богатство, и материальное, и душевное, и знания наши ничего не стоят по сравнению с истинным Богатством – Христом. Мы поймем, что только ради Него одного стоит жить. Господь даёт нам Свои дары даром, нужно только попросить, нужно только обратиться к Нему – и Он даст нам даже больше, чем мы способны вместить. Лишь бы только мы этого захотели и к этому стремились. Будем же благодарны Богу за всё, что Он для нас сделал и делает, и будем же идти к Нему, чтобы и нам получить ту истинную радость, которую никто и ничто не может нам дать, кроме Него. Будем приобретать истинное богатство, богатеть Богом, чтобы нам сподобиться вечно блаженствовать с Ним в Царствии Божием. Аминь.
Епископ Тихон (Софийчук)