Сегодняшнее воскресенье Великого поста называется Крестопоклонным. Мы поклоняемся Животворящему Кресту, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Это средина поста, в средине поста мы покрываемся в тени этого Животворящего Древа. Путник идет по пустыне, ему тяжело, и вдруг он видит Древо, под которым можно скрыться от зноя. Господь нас всех утешает под сенью этого Животворящего Древа. Пост – это та пустыня, по которой мы идем, нам тяжело, нас палят страсти и искушения изнутри и извне, но Господь нас утешает. Он был распят на Кресте, пострадал за нас и мы должны немного пострадать, немного поскорбеть, для того, чтобы войти в Светлое Христово Воскресение. Крест делит пост на две половины. После Креста все ближе становится Воскресение. После Крестопоклонной недели мы уже приближаемся к светлому празднику Пасхи.
Крест Животворящий услаждает и утешает всех нас, как утешил Моисей народ израильский. В Библии повествуется, о том, как евреи вышли из рабства египетского, шли по пустыне и мучились жаждой. Они нашли источник, в Мерре (с евр. «горечь»), который оказался горьким. Иудеи стали роптать, а Моисей взял кусок древа и бросил в воду, после чего она стала сладкой, и все смогли напиться. Так и нам часто кажется горькой наша жизнь, в которой много скорбей и болезней. Страдают очень многие люди, пока не найдут Господа, пока не усладит их Господь силою Честного и Животворящего Креста. Действительно, когда человек поверит в Господа, когда будет взирать на Него с верою и любовью, тогда все скорби покажутся ему в сладость, ибо человек уже не будет роптать, а будет знать, что этими скорбями он спасается. Святые, наоборот, желали скорбей, услаждались ими, они знали, что если они поскорбят здесь, то не будут мучиться вечно, они знали, что скорби очищают и смиряют внутреннего человека. Потому мы и должны нести свои кресты достойно, не ропща, благодаря Бога за все, что Он нам посылает. Ибо Господь, как мы читали в сегодняшнем Евангелии, сказал: «Кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, возьмет крест и грядет по Мне». Что значит «отвергнуться себя»? Это значит, прежде всего, отвергнуться от своего самолюбия и гордыни, отвергнуться от своих прежних привычек, которые нам мешали идти за Христом. Что значит «взять крест»? Это значит терпеть все, что нам посылает Господь на нашем жизненном пути. Он посылает нам все то, что нам необходимо в данной ситуации и в данном месте. Господь всем хочет спастись и в разум истины прийти. Но мы сами не можем своими силами спастись, и потому Господь нам помогает. Помогает Он нам как любящий Отец, иногда вразумляя, иногда и наказывая, для того, чтобы мы спаслись и вошли в жизнь вечную. В жизнь вечную никто не может войти без креста, ибо в раю нераспятых нет, как сказал один из святых. Что значит следовать за Христом? Это значит идти узким путем отказа от себя, отказа от своих похотей, отказа от своей гордыни, служа Господу и исполняя Его заповеди, служа ближним ради Христа. Это и значит то, о чем говорил Господь: «Кто хочет идти по Мне, тот да отвергнется себя, возьмет крест свой и следует за Мною». Мы все идем этим узким путем. Мы не должны роптать и не должны скорбеть о том, что нам тяжело, о том, что мы болеем, о том, что нас не понимают и даже смеются и ругаются над нами. Ибо это явный признак нашего избранничества. Господь сказал: если вы будете в мире мудрыми, вы будете для Меня буйими. Таким образом, если человек всеми хвалим, всеми почитаем, то это знак того, что он идет по широкому пути, по пути неправедному. Потому не будем скорбеть, когда нас посещают скорби и неприятности, но будем благодарить Бога за тот крест, который Он нам дал. Ибо Он Сам первый вошел в рай вместе с разбойником. Господь страдал безгрешный, а мы страдаем за свои грехи. И мы должны страдать за свои грехи намного больше, чем страдаем сейчас, но Господь нам попускает только то, что мы можем понести. И мы не должны отчаиваться, даже если мы где-то споткнемся, где-то сделаем ошибку. Мы должны взирать на Господа и просить у Него прощения.
Мы знаем, что Моисей в Ветхом Завете вознес медного змия, когда на еврейский стан напали множество змей, которые смертельно жалили людей. Моисей вознес змия и сказал, чтобы все взирали на него с верой. И действительно, кто с верой смотрел на этого змия, тот оставался живым, а кто без веры, тот умирал. Так и мы, хотя и падаем, но если мы с верой взираем на Господа, если каемся, если плачем о своих грехах, если исправляемся, то древний змий, дьявол, и его способники, бесы, не смогут ничего нам сделать. Господь нас защитит, даст нам благодать, покроет нас, и выведет нас из страны греха на райскую землю добродетели. Потому, если мы ошибемся, не будем унывать, а будем взирать на Господа и Он нас спасет, и дарует нам мудрость, и дарует нам все необходимое для того, чтобы мы спаслись.
Трехчастное Древо, о котором говорится в каноне, составленном Иоанном Дамаскиным и читаемом сегодня на утрени, состоит из трех деревьев – кипариса, кедра и пихты. История повествует, что когда к Аврааму пришли три путника в виде трех ангелов (мы видим это на иконе Андрея Рублева, изобразившем Троицу именно в виде трех ангелов), они оставили после себя три посоха. (Потом, как мы знаем, они пошли в Содом и Гоморру, чтобы наказать бесчестных и нечестивых людей). Авраам эти три посоха у себя сохранил. У него был дядя Лот, который однажды согрешил со своими дочерьми. Когда Лот протрезвел, он очень плакал о своем грехе, а потом пришел к Аврааму и рассказал, что с ним случилось. Он просил, чтобы Авраам молился Богу о прощении его греха. Тогда Авраам сказал, что ему было открыто, чтобы Лот посадил эти три посоха и каждый день их поливал. Если они произрастут и дадут зелень, тогда ему прощается грех. Лот посадил эти три посоха вместе, и поливал в течении сорока дней. Ему мешал дьявол, искушающий его в помыслах, он носил воду издалека под палящим солнцем. Ему было очень тяжело, но через сорок дней из этих трех ветвей произросла зелень. Это было знаком прощения его греха.
Три посоха срослись в одно дерево, и все знали, что оно чудесное. И вот, когда строили Иерусалимский храм, то решили использовать его для постройки. Дерево срубили, но когда его ставили в косяки храма, оно увеличивалось, а когда снимали – уменьшалось. Так было несколько раз. Евреи сильно удивились и решили, что это проклятое древо. Его бросили его в Овчую купель, в которой омывали животных перед принесением их в жертву, где оно находилось очень долгое время. А когда распинали Господа Иисуса Христа, вспомнили об этом проклятом древе: для того, чтобы нанести Ему еще большее уничижение, взяли его и на нем распяли Христа. Это прообразовательно: как в Овчей купели омывали жертвенных животных от грязи, так и Господь на кресте, на этом жертвеннике, омыл все грехи человеческого рода. Господь был распят на этом древе для того, чтобы нас спасти, для того, чтобы искупить от греха и от власти диавола. Как был прощен грех Лоту, так прощается грех и всему человеческому роду.
Древо крестное трехсоставно также и духовно: для спасения нам нужно, по слову Господа, отвергнуться себя, взять крест свой и идти за Христом.
Будем стараться нести свои кресты с благодарностью Богу, и если мы где-то споткнемся, упадем, будем молить Бога, Который всегда перед нами висит на кресте. Мы сами носим на себе крест. Не будем отчаиваться, ибо мы все крестоносцы. В той или иной степень мы несем на себе крест, крест малый или большой, кому какой определил Господь. Но каждому из нас Господь определил именно тот крест, который он может понести. Об этом есть свидетельства многих святых, которые хотели, чтобы Господь ослабил им крест, но потом видели, что их собственный крест и есть крест по их силам. Потому не будем роптать, а будем благодарить Бога за тот крест, который Он нам дал, потому что этим крестом мы спасаемся. И часто бывает, когда люди отказываются от креста, они лишаются заступничества Божьего. Они берут на себя другой крест, но не могут его понести, даже если он легче. А иногда люди по своей гордыне берут на себя тяжелый крест, но падают и также не могут его понести. Потому что тот крест, который нам дан, и есть самый спасительный для нас. Будем нести этот крест, а когда будет нам тяжело, вспомним о распятом Господе Иисусе Христе, воззрим на Него, висящего на кресте до сего дня на нашей груди, и взмолимся к Нему, чтобы Он нас не отверг, чтобы дал нам силы и мудрость донести свой жизненный до крест конца. Аминь.
Епископ Тихон(Софийчук).