Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня святая Православная Церковь празднует великий двунадесятый праздник в честь входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. Как мы знаем из Евангелия, Господь перед своими крестными страданиями входит в Иерусалим со славою. Мы знаем, как Он повелел апостолам, чтобы они пошли, отвязали ослёнка и ослицу и привели к нему. Это было на Елеонской горе. Господь воссел на ослёнка и въехал через Златые врата в Иерусалим. И вот, весь город пришел в движение: все хотели увидеть Христа, а также четверодневного Лазаря, которого Господь накануне воскресил из мертвых. Все дивились этому, дети постилали свои одежды, встречали Христа с вайями и кричали «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!». Что значит «осанна в вышних»? Это выражение встречается в 117 псалме, и с еврейского дословно переводится как «спаси, мы молим». Евреи возглашали «осанна!» при встрече государей и других великих мужей, посылаемых Богом для избавления их от бед как благожелательное приветствие и изъявление им высокого почтения, преданности и благодарности[1]. И вот, при таком ликовании Господь въезжает в Иерусалим.
Правда, среди народа были и злобные иудеи, завидовавшие Христу. Они боялись потерять свою власть над народом, которого своими предписаниями держали в повиновении, а Господь все это разрушил. И вот они злобно говорили Господу: слышишь ли, что они Тебе говорят? Запрети им. На что Господь отвечал: не читали ли вы: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. И еще сказал: если они умолкнут, то камни возопиют. Все это было предречено еще ветхозаветными пророками. И то, что Он въедет на осленке в Иерусалим, и то, что его будут прославлять дети.
Господь, когда приблизился к Иерусалиму, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Мф. 19: 42-44). И в другом месте Евангелия сказано: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23: 37-39). Слова Господа сбылись вскорости: в 70 году Иерусалим был разрушен до основания, и от него не осталось камня на камне за то, что иудеи распяли Господа Иисуса Христа, за самое великое злодеяние во всей человеческой истории, за убийство самого Бога.
Почему Господь въехал в Иерусалим именно на ослёнке, а не воссел на коня? Иудеи ждали славного царя, они ждали, что придет мессия, с войском, во славе, в багрянице, на коне, который победит римлян и даст власть евреям над всей землей. Но Господь показал, что Он — Царь Небесного Царства. Он со смирением въехал в Иерусалим на ослёнке, показывая этим, что Он пришел не для того, чтобы дать иудеям власть, не для того, чтобы завоевать земное царство, но чтобы завоевать человеческие души, чтобы разрушить власть дьявола, чтобы победить грех и смерть. То, что Христос восседает именно на жеребенка осла тоже символично: осел — самое упрямое животное, и он прообразует душу человеческую — строптивую, упрямую, не желающую принять Господа. И Господь садится на осла в знак того, что Он подчиняет Себе наше непослушное человеческое естество.
В Евангелии и у пророков упоминаются двое животных: ослица и ослёнок, на которого, как подчеркивает Святое Писание, «еще никто не садился». Эти животные символизируют собой два народа — иудейский и языческий. Ослица знаменовала собой народ иудейский, а ослёнок — народ языческий, «на которого еще никто не восседал», который еще не был призываем к истинному Богу, но который принял Христа прежде иудеев.
Встречая Христа, евреи постилали перед Ним свои одежды и приветствовали Его с вайями. Мы же, для того, чтобы Господь въехал в Небесный Иерусалим на нашем человеческом естестве, должны постилать перед Ним одежды своей добродетели. Мы также должны встречать Господа с вайями, которые знаменуют жизнь, и подчиниться законам евангельским, не противиться им, не упрямиться, а дать возможность воссесть в нашем сердце Господу Иисусу Христу, чтобы Он нас спас и ввел в Небесный Иерусалим.
Как плакал Господь, входя в Иерусалим, так Он плачет и до сего дня о тех людях, которые не принимают Его. И сегодня звучит Его грозное слово: се, оставляется дом ваш пуст. Это слово обращено к тем, кто не принимает Господа, к тем, кто не слушается Его Евангелия, к тем, кто не следует Его Божественным заповедям. Тот, кто подчиняется Господу, тот имеет возможность спастись, имеет возможность, с помощью Божией, войти в Небесный Иерусалим. Когда человек дает возможность действовать в себе Господу, исполняя Его заповеди, тогда Господь вступает в свои права, тогда Он восседает на человеческое естество, тогда Он берет нашу душу и вводит ее в Небесный Иерусалим, в Царствие Божие. Наши страсти мешают этому, останавливая нас на пути к Царствию Небесному, и потому-то так важно отсечь их от себя, отречься от них, покаяться в них и следовать за Господом Иисусом Христом.
Видя Господа, входящего в Иерусалим, младенцы и народ еврейский, принявший Христа, радовались, восклицая: «Осанна! Благословен Грядый во имя Господне». Действительно, это радость великая, когда к нам приходит Господь. Мы все это знаем, получая здесь, в Церкви, эту радость, которую нам не может дать никто, кроме Бога. Мир сей, который во зле лежит, который предан страстям, не может дать человеку радость. Ни деньги, ни власть, ни разные утехи мирские, ни страсти не могут человеку дать ту радость, которую человеку дает Господь. И радость эта открыта только младенцам духовным. Господь сказал: если вы не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное. Быть младенцем — это не значит быть неразумным, а значит быть незлобивым, искренним, восприимчивым к благодати Святого Духа. Кто-то уже сейчас переживает эту великую радость, которую никто и ничто не может отнять, — ни смерть, ни темница, ни гонения. Тот, кто опытно пережил эту радость, тот понимает это.
Есть разные степени радости. Есть радость, когда человек насыщает свое чрево — это животная радость. Есть радость, когда человек увидел близкого человека — это уже душевная радость, более высокая. Есть радость, когда человек видит самого Господа — это наивысшая радость. В Церкви мы радуемся неизъяснимой радостью от того, что наша духовно голодная душа насыщается. Когда мы выходим из храма, мы чувствуем это внутреннее насыщение. Мы радуемся от того, что видим здесь близких нам по духу братьев и сестер, от того, что видим в Церкви самого Господа. И вот, перед тем, как идти на страдания, Господь дал возможность апостолам, близким Своим, вкусить этой радости.
В истории Церкви были разные периоды. Наши дни можно, наверное, сравнить со входом Господним в Иерусалим. Все сейчас радуются, церкви открыты, восстанавливаются монастыри, храмы, золотятся купола и все это напоминает то время, когда Господь входил в Иерусалим. Но после этого, как мы знаем, сгустилась тьма, и Господь был предан на распятие. Сейчас время, когда все восклицают Господу: «Осанна в вышних, Благословен Грядый во имя Господне!». Но, возможно, скоро наступит период, когда будут кричать: «Распни, распни Его!». И оставят Господа, и будет страшное последнее гонение на христиан. Как Господь укрепил апостолов радостью великою перед Своими страданиями, чтоб они не разбежались, так и сейчас Господь укрепляет всех нас, чтобы мы не соблазнились, когда будут гонения, когда будут несчастья и трудности. Потому будем расти духовно, пока нам Господь дает время, будем стараться не оставлять Господа и будем просить Его, чтобы и Он нас не оставлял в любые времена. Мы сегодня встречаем Господа с вайями, а Он нас утешает Своей вечной радостью, чтобы мы поняли, что Он истинный Бог, что в Нем жизнь, что в Нем наше спасение. Потому будем стараться держаться Его и просить, чтобы Он ввел нас, упрямых и непокорных, в Царствие Божие, даже если мы и не будем хотеть, даже если и не будет у нас сил, но чтобы Он нас всех спас, чтобы дал нам возможность войти в Царствие Божие. Аминь.
[1] Возглас «Осанна в вышних» сегодня также поется на Литургии. Христианская Церковь, благоговея к своему Искупителю и признавая Его Победителем ада и смерти, Подателем всех благ временных и вечных в подражание детям еврейским (Мк. 11:9-10) словами «осанна в вышних…» приветствует Господа в те торжественные минуты, когда Он невидимо грядет с небес в храм, как в таинственный Иерусалим, принести Себя на святой трапезе, как на алтаре крестном, в жертву Богу Отцу для спасения мира. Этим приветствием верующие свидетельствуют, что осанна, то есть спасение, даруется от Господа, к нам грядущего и вместе присутствующего в вышних — превыше Ангелов и всех Небесных Сил.
Епископ Тихон (Софийчук).