Христос Воскресе!

В сегодняшнем Евангелии, которое мы читали на Литургии, повествуется о том, как Господь после Воскресения являлся Своим ученикам: В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус сказал же им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20: 19-23). В тот вечер среди учеников не было апостола Фомы, и когда они рассказывали ему о явлении Господа, он ответил: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. И вот проходит еще восемь дней, и снова Господь является апостолам, и говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20:27-29)

Для того, чтобы ученики удостоверились в истинности Воскресения Христова, Он являлся им в течении сорока дней. И первыми словами Господа, которыми Он приветствовал апостолов после Воскресения, были слова: мир вам! Действительно, Господь принес в нашу грешную жизнь мир небесный, мир тихий, который никто, кроме Него, не может нам дать. Вспомним Ветхий Завет, вспомним пророка Илию, возведенного по повелению Господню в пустыню, где ему явился сам Бог. Как же Он явился? Не в шумном ветре, не в огне, не в громе, а в тихом веянии ветерка. И вот это тихое, мирное веяние ветерка Духа Святого, Господь дает и всем нам, особенно в эти пасхальные дни. После многих искушений, многих скорбей, которые мы переживали во время Великого поста, сейчас мы ощущаем в душе некий особенный мир, особенную радость – в той или иной мере, насколько кому дано пережить. И эту радость Господь дает не так, как мир, который во грехе лежит. Мир, который во грехе лежит, может дать только страстные удовольствия, после которых человек чувствует беспокойство, уныние, внутреннюю пустоту. Мир дает свои сладостные утехи, но после них остается горечь и грязь, которую потом нужно очищать в Таинстве исповеди. А Господь наполняет душу Духом Святым, как Он сам сказал: примите Духа Святого. И вот когда Дух Святой наполняет человека, тогда приходит и мир душевный. Серафим Саровский говорил, что кто стяжет этот мир, тот и сам спасется, и вокруг него спасутся тысячи. Это и есть самая главная цель нашей христианской жизни – стяжать вот этот мирный, тихий дух, стяжать благодать Святого Духа. Подать этот мир может только один Господь Иисус Христос. И вместе с этим миром, вместе с благодатью приходят все остальные дары – и радость о Духе Святом, и милосердие, и кротость, и воздержание, и множество других благодатных даров Духа Святого.

В эти пасхальные дни Господь нас утешал в течении всей седмицы. Всю неделю были отверсты Царские врата, и мы были участниками Царствия Небесного, пришедшего в силе на нашу грешную землю. И тот, кто старался вести себя благоговейно, со страхом Божиим, тот ощущал это веяние ветерка Духа Святого и радовался, но не внешне только, не так, как радуется мир сей, а внутренне. Иоанн Кронштадтский пишет, что внешняя радость зачастую бывает предательской, потому что после нее сразу наступает уныние. Это похоже на маятник: с какой силой он качается в одну сторону, с такой же качается и в другую.

Чтобы стяжать мир духовный, нужно себя предуготовить. Только тот, кто постился в течении Великого поста, кто ждал этого великого праздника Пасхи, тот может пережить этот мир. Его невозможно описать, невозможно объяснить, его можно только пережить. В наибольшей полноте он переживается в Церкви. Только здесь находится источник этого мира, только здесь мы можем найти живую воду благодати Святого Духа. И здесь, в Церкви, в течении всей нашей жизни мы готовим себя, мы себя формируем для того, чтобы мы могли жить в Царствии Божием, там, где Царем является Дух Святой. Митрополит Антоний Сурожский описывает такой случай. Однажды в храм, где он служил, зашел один человек. Человек тот был неверующий, и в церковь он зашел по какому-то поручению. Поскольку еще шла служба, он сел на лавочку и начал ждать, а потом рассказывал владыке: «Я пережил нечто такое, чего раньше никогда не переживал. Я почувствовал некую полноту; храм не был пустым, здесь явственно чувствовалось что-то живое, наполняющее душу неизъяснимым миром».

Когда Господь явился ученикам в первый раз, то с ними не было апостола Фомы. И поскольку он отказывался верить словам апостолов, видевших Христа, в народе его обычно называют Фомой неверующим. Это, однако, совсем не так. Как мы знаем из Евангелия, когда Господь хотел идти разбудить Лазаря, то среди учеников именно апостол Фома сказал: идем и мы с Ним и умрем. Он знал, что иудеи хотят схватить Христа и убить, но Он верил Господу настолько, что даже хотел вместе с Ним умереть. Он не был неверующим. Он лишь хотел воочию убедиться в том, что Господь действительно воскрес, что Он действительно являлся апостолам. И вот Господь вторично является апостолам, подзывает Фому и говорит ему: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. И добавляет: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Почему Господь так говорит? Почему блаженны невидевшие и уверовавшие? Потому что внешнее удостоверение может недолго убеждать человека. Многие ищут чудес, но получая просимое, они, внутренне не меняясь, ищут еще больших чудес, и так до бесконечности. И когда уже нет больше чудес, или когда уже их любопытство в чудесах насыщено, они возвращаются к прежним своим делам. Но блаженны те, кто имеет внутреннюю уверенность в Господе, внутреннее видение. Многие люди, читая Евангелие, может быть, даже в первый раз, становятся верующими. Они в себе, в своей душе находят уверенность в том, что слова Евангельские истинны, истинно то, о чем говорит Церковь. Как верно заметил Тертуллиан, душа человеческая по природе своей – христианка. Ведь она сотворена Богом, по образу Его и подобию. И если человек не затмил этот образ, тогда он видит Бога, видит истину. И тогда ему не нужны чудеса, не нужны внешние явления. Душа и так знает, что Христос воскрес, она внутренне чувствует правдивость и спасительность того, о чем учил Господь наш Иисус Христос. Ей не нужны какие-то внешние рациональные доказательства истинности Евангелия, истинности православных догматов. И такие люди действительно блаженны, потому что они очень быстро приближаются к Господу и соединяются с Ним.

И мы все можем почувствовать это в эти пасхальные дни, когда особая внутренняя радость, особый внутренний мир наполняет нас, удостоверяя в том, что действительно воскрес Христос. И, по слову Спасителя, эту радость уже никто не сможет отнять у нас. Мы радуемся о воскресшем Христе – о том, что Он посреди нас, о том, что нет уже смерти, о том, что Господь вместе с Собою совоскресит всех нас. Мы уже вечные, мы уже ангелы, но от нас зависит, светлые или же темные. Церковь – это посольство Неба на земле, это небесная территория, где мы можем получить визу в Царствие Божие и научиться языку ангельскому, научиться любви к Богу и ближним, которая одна дает истинный мир. Ведь только тот, кто не ищет своего, имеет мир духовный. Мы должны готовить себя для Царствия Небесного, и в Церкви нам все для этого дано. И так, как воскрес Христос, Глава Церкви, так и все тело должно вместе с Ним совоскреснуть во Второе славное Пришествие. Потому радость великая, что нет уже смерти, что побеждена смерть Воскресением Господним, и потому будем в эти дни радостно приветствовать друг друга: Христос воскресе!

Епископ Тихон (Софийчук)