5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу;
6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя; было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий, кто говорит тебе: “дай Мне пить”, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11 Женщина говорит Ему: господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у Тебя вода живая?
12 Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять;
14 А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа;
Что означают пять мужей самарянки и шестой, который не является мужем ее (Ин.4:16-18)?
ОТВЕТ. Самарянка и женщина, по словам саддукеев вступившая в брак с семью братьями (Мф.22:25-28), кровоточивая (Мф.9:20), а также скорченная (Лк.13:11), дочь Иаира (Мк.5:22 и далее) и сирофиникиянка (Мк.7:25 и далее) — все они являют и естество человеков, и душу отдельного человека, обозначая каждая, соответственно имеющемуся страстному расположению, это общее естество и отдельную душу. Например, жена саддукеев есть естество или душа, бесплодно сожительствующие со всеми божественными законами, данными от века, но не воспринимающие чаяние будущих благ. Подобным же образом кровоточивая есть естество или душа, изливающие дарованную им для рождения праведных дел и речений силу в страстной приверженности к веществу. Сирофиникиянка есть то же естество или душа отдельного человека, имеющие, словно дочь, мысль, которая в отчаянии эпилептического припадка мучительно разрывается любовью к материи. Равным образом и дочь Иаира есть естество или душа, зависящие от закона, но полностью умершие вследствие неисполнения заповедей его и бездействия в осуществлении божественных предписаний. А скрюченная женщина есть естество или душа, которые через прельщения диавола склоняют к материи всю силу духовного делания. Самарянка же, как и эти перечисленные женщины, представляет естество или душу каждого человека, без пророческой харизмы сожительствующих, словно с мужьями, со всеми дарованными естеству законами; из них пять суть уже умершие, а шестой, хотя и живой, не был мужем естества или души, поскольку он не рождает от нее праведность, являющуюся залогом полного спасения.
Первым законом, которым обладало естество, был закон, данный в раю; вторым — закон после рая; третьим — закон, данный Ною при потопе; четвертым — закон обрезания, данный Аврааму; пятым — закон жертвоприношения Исаака. Естество, получив их, всех отвергло, и они погибли в бесплодии относительно дел добродетели. Имея шестой закон, данный через Моисея, естество было как бы не имеющим его либо потому, что не исполняло праведных дел, предписанных им, либо потому, что ему предстояло перейти, как к мужу, к другому закону — Евангелию, которое не было даровано, наподобие предшествующего закона, естеству человеков через век сей, но по Домостроительству Божиему, было дано для воспитания лучшего и более таинственного. По этой причине, как я полагаю, Господь и говорит самарянке: И тот, которого ныне имеешь, не муж тебе Ибо Он видел, что человеческому естеству надлежало перейти к Евангелию. Поэтому и около шестого часа, когда душа особенно озаряется со всех сторон лучами ведения вследствие пришествия к ней Слова и когда тень закона исчезает в этих лучах, Господь говорил с ней, стоящей вместе со Словом у колодезя Иаковлева , то есть у источника умозрений, относящихся ко Священному Писанию.
18 Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк;
20 Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу;
22 Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев;
23 Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе:
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27 В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: “чего Ты требуешь?” или: “о чем говоришь с нею?”
28 Тогда женщина оставила водонос свой, и пошла в город, и говорит людям:
29 Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30 Они вышли из города и пошли к Нему.
31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так-что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут;
37 Ибо в этом случае справедливо изречение: “один сеет, а другой жнет”.
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41 И еще большее число уверовали по Его слову,
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
Человек был сотворен Богом таким, чтобы он мог питаться благодатью Святого Духа. В Раю было Древо жизни, от которого питался первый человек. Благими дарами он насыщал свое тело и душу, но не удержался, нарушил заповедь, впал в грех и лишился этого Древа жизни, лишился благодатного покрова. Господь Иисус Христос пришел для того, чтобы возвратить человеку его достоинство, возвратить ему сыновство и даровать ему снова благодать Святого Духа. И вот, когда самарянка пришла к колодцу, то Господь говорил ей именно об этой живой воде, дающей жизнь, о благодати Святого Духа. Когда Господь после Воскресения являлся Своим ученикам, Он говорил им: Мир вам! Приимите Дух Свят. И этот дар Господь передал через апостолов всем нам. Апостолы рукополагали епископов, епископы рукополагают священников, священники раздают эти дары Святого Духа мирянам. До скончания века будет существовать Церковь, это кладезь духовный, где все мы можем живопитать свою бессмертную душу. Наша душа очень глубока, и как тело требует насыщения и одежды, так и душа наша требует одежды, требует покрова, требует духовной пищи. И эту духовную пищу мы можем получить только в Церкви, которую создал Господь. Мы приходим сюда, к этому кладезю, и почерпаем живую воду, и она течет из нашего чрева в живот вечный. Если человек не питается этой водой, то он постепенно засыхает и умирает, его душа становится ожесточенной, каменной, и не производит благих плодов добродетели.
Живую воду благодати можно получить только в Церкви. Но важно, чтобы, приходя сюда, мы не только внешне поклонялись Богу, но, прежде всего, поклонялись Ему в духе и истине. Внешнее тогда только ценно, когда оно сопряжено с внутренним. Пока мы находимся в теле, нам, безусловно, необходимо внешнее проявление нашего благочестия. Но в первую очередь нам нужна внутренняя наполненность, нужно внутреннее стремление к Богу всеми силами души – умом, чувством и волей. Чтобы не случилось с нами того, о чем Господь говорит в Евангелии: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Важно отдать Господу наше сердце, чтобы поклоняться Ему всем сердцем, любить Его всею душою, всею крепостью, всем своим помышлением. Этого мы сможем достичь, если постоянно будем размышлять о Боге, читать Слово Божие, молиться Ему. Это и есть та живая вода, которая насыщает нашу душу, которая дает нам возможность духовно возрастать. Если растение не поливать, то оно засохнет под палящим солнцем. Так и душа наша, если мы не будем постоянно заботиться о ней, возгревать в ней благой дар Святого Духа, то она засыхает, распадается во многих суетных помышлениях и умирает. И потому очень важно для нас ходить в храм Божий и здесь живопитать свою душу. Но и дома мы также должны поддерживать наши светильники, чтобы они не угасали чтением Слова Божьего, псалмопением, молитвой, добрыми делами; чтобы мы во Второе славное Пришествие смогли оказаться рядом с пятью мудрыми девами.
Часто бывает, что наш светильник угасает из-за грехов, которые мы волей-неволей совершаем. Но не стоит отчаиваться, потому что у нас есть возможность покаяния. Перед тем, как говорить о живой воде, Господь попросил у самарянки, чтобы она позвала своего мужа. Она ответила, что у неё нет мужа, тем самым показав свое покаяние. Вот и мы, прежде чем приступить к Господу, должны покаяться в своих грехах. В Таинстве исповеди, через священников и через епископов, Господь отпускает нам грехи, чтобы мы могли насыщать свою бессмертную душу. Потому что мы только тогда сможем питать свою душу благодатью, когда избавимся от наших беззаконий. Благодать Святого Духа может войти только в чистую душу, и одно из самых необходимых условий для спасения это чистота сердечная.
Также для спасения нам нужна правая вера. Очень важно это осознавать, потому что сейчас многие себя называют церквями, но такими они не являются. Секты и расколы — это только общества людей, которые декларируют свою веру в Господа Иисуса Христа, но на самом деле далеко отстоят от Господа. Они чтут Господа своими устами, но сердце их далеко, потому что у них нет правой веры. Правая вера только в Православии. Не потому что мы находимся в нём, а потому что изначально мы приняли эту веру от апостолов и сохранили её до сего дня. От апостолов передается нам преемственная благодать Святого Духа до сего дня ? через епископов и через священников. А там, где прервана эта преемственность, где ересь, где раскол, там нет благодати Святого Духа. Потому нельзя ходить в те храмы, где неправильно веруют, где искажены самые основные догматы, основы нашего вероучения православного.
Чистота сердечная, правая вера, покаяние дают нам возможность открыть наше сердце для благодати Святого Духа. Потому будем стараться всеми силами сохранять нашу веру, будем очищать свои сердца и души от всякого греха, от всякого помышления плохого, от всякого желания греховного. И постепенно, возрастая в Духе Святом, мы сможем возрасти в меру возраста Христова и принять в себя ту великую благодать, ту живую воду, которую Господь подает всем нам изобильно, даже больше чем можем вместить.
Чтобы суметь принять в себя благодать Святого Духа, мы должны научиться молиться. Один из святых, блаженный Августин, говорил: если, молясь, ты сам не понимаешь слов, которые произносишь, то как же ты можешь быть услышан Богом? Когда молимся, нужно не только устами выговаривать слова молитвы, но и вникать в их смысл. Праведный Иоанн Кронштадтский писал об этом: «Иному молитвеннику о себе или о людях, для пробуждения его дремлющего сердца и совести, надо предложить такой вопрос: нужно ли тебе то, о чём ты, по-видимому, просишь, и желаешь ли ты это получить? < …> Молясь, нужно так веровать в силу слов молитвы, чтобы не отделять самых слов от самого дела, выражаемого ими; нужно веровать, что за словом, как тень за телом, следует и дело, так как у Господа слово и дело нераздельны». К такой молитве прийти трудно, потому что мы, к сожалению, рассеянны. Невозможно, наверное, придя в храм один раз в неделю, в воскресенье, быть способным молиться нерассеянно. Такая молитва — это удел ангелов, а потому, не будем отчаиваться, если мы утрачиваем внимание. Но когда отходит молитва, мы должны возвращать ее и просить у Бога прощения за рассеянность.
Когда наша молитва крепка? Когда опасность, когда мы болеем, когда скорби. Потому Господь нас и очищает всеми этими средствами. Мы знаем, что Господь наказывает тех, кого любит. Скорбями Господь призывает нас к Себе, чтобы мы молились и не забывали о Нём. Поэтому не будем унывать, если мы находимся в каких-то скорбных обстоятельствах. Часто бывает, когда человек живет в благополучии, когда ему ничего не нужно, то ему и Бог не нужен. Он сам для себя бог, деньги для него бог, и он этому идолу служит. Господь для того многим и не дает богатства, чтобы сердце не привязалось к мамоне, а чтобы привязывалось к Богу.
Будем же стараться за всё благодарить Бога, будем стараться молиться, будем жаждать этой живой воды, благодати Святого Духа, которая подается всем нам здесь в Церкви. Да, благодать есть везде, в любом месте, но особенно она пребывает здесь, в храме Божием, в Церкви истинной. Потому мы и приходим сюда, чтобы взять эту живую воду, унести к себе домой, унести в мир, и там живопитаться ею в течении определенного времени. Но чтобы не оскудела в нас эта живая вода, чтобы не оскудела благодать, мы должны приходить в храм Божий постоянно. Мир во зле лежит, и хотим мы или нет, когда мы ходим по этому миру, то растрачиваем, расплескиваем эту воду. А потому нам нужно снова и снова приходить в храм Божий и учиться хранить благодать в своих сердцах, чтобы наши сердца уже были теми источниками, которые источают воду, текущую в жизнь вечную. Как говорит Господь в сегодняшнем Евангелии: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Когда в душе будем жить сам Христос, Который является источником жизни, тогда на всяком месте человек сможет полниться Духом Святым и благодарить Бога радостью великою. Аминь.
Епископ Тихон (Софийчук)