31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
Эта заповедь данная Христом: не делай другому того, чего не желаешь себе – первое правило в христианской азбуке, без которого человек не может быть ни христианином, ни даже нормальным человеком. Для того, чтобы быть честным христианином – нужно выработать силу воли, твердый характер, для этого необходимо стеснить себя, отказаться от своих прихотей и главных страстей. Нужно начать работу над собой с отрицательной заповеди – «Не делай», «уклонися от зла»(Пс.33), а потом с положительной – делай то что заповедуется доброго «и сотвори благо»(Пс.33). Если не знаем как поступить в сложной ситуации – должны всегда ставить себя на место другого, тогда человек быстро приобретет житейскую мудрость.
В Евангелии от Мф. Господь добавил: «в этом закон и пророки», т.е. в этом сущность всего Ветхого Завета, это чего требовали от человека закон и пророки в нравственном отношении. Любовь и справедливость – сущность всего Ветхого Завета.
32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
34 И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
Господь не то имеет в ввиду, чтобы люди не оказывали естественную помощь ближним в их нужде, Он показывает, что этого недостаточно, чтобы называться сынами Всевышнего, любовь и благотворение к любящим и благотворящим свойственна даже грешникам.
35 Но вы любите врагов ваших, благотворите, и взаймы
давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
До этой высочайшей заповеди любви к врагам, о которой не знало человечество, должны возвыситься последователи Христа. Любовь к врагам не дает злу войти в наши души, и врагов изменяет – делает из них друзей, ибо ничем невозможно так благотворительно воздействовать на врага с целью нравственного исправления, как добрым делом. Когда наш враг вместо возмездия получает от нас благодеяние, то такое великодушие может смутить его совесть, если он еще не совсем нравственно испорчен, и если он изменится после этого, то мы приобрели ближнего для Царствия Небесного, как и Христос приобрел сотника Лонгина, прободшего на кресте Спасителя, как Он приобрел Апостола Павла и всех нас. Кто поступает таким образом, тот становится сыном Всевышнего и подражателем Спасителя, так как на себе распинает зло врагов и молится за них, как молился Спаситель «Отче! прости им, ибо не знают, что делают(Лк.23:34).
Вся Церковь – это Тело Христово(Еф.4:15-16), распинаемое за своих врагов, чтобы соделать их сынами Всевышнего.
Под врагами прежде всего нужно подразумевать врагов евангельской проповеди, о духовной погибели которых можно только жалеть.
По сути у христианина не может быть внешних врагов, так как все скорбные обстоятельства и досаждающие нам люди являются орудиями Промысла Божия, через которые Господь очищает людей и ведет к нравственному совершенству. Враги же самые злые находятся в нашем сердце: «И враги человеку — домашние его»(Мф.10:36), здесь имеются ввиду те страсти, которые враждуют против Божьего закона. Быстрее всего избавляется человек от этих страстей в скорбных обстоятельствах, когда с Божьей помощью все терпит и по-евангельски прощает и любит врагов своих.
Враги – наши благодетели, так как ничто так скоро не приводит в совершенство, как скорби и гонения. Награда за это та, что мы становимся сынами Всевышнего.
и будет вам награда великая – тот кто поступает по евангельским заповедям – уже здесь на земле ощущает мир души, благодатное успокоение совести и переживает в доступной мере Царство Божие, которое, как сказал Спаситель: «внутрь вас есть»(Лк.17:21) и которое охарактеризовал Апостол Павел как «праведность и мир и радость во Святом Духе»(Рим.14:27). Это и есть для христиан верный залог спасения(Еф.1:14) и высочайшая награда.
и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Бог по своему безграничному милосердию заботится о всех – и о праведных и грешных. Ничто так не уподобляет человека Богу, как благотворение, и особенно благотворение врагам.
«Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45).
Под дождем и солнцем разумеет благодать Святого Духа и учение, поскольку Христос на всех изливает благодать и всех просвещает. Кто принимает учение Христово, тот живет во свете: так как и тот, кто при солнечном свете закрывает свои глаза, остается во тьме. Апостол Павел говорит: «Солнце да не зайдет во гневе вашем»(Еф.4:26), показывая, что нелюбовью к врагам, мы закрываем для себя Солнце Правды.
Характерным признаком истинных христиан является – любовь к врагам, молитва за обижающих и благотворение не ожидающее воздаяния.
Любовь к врагам – заповедь, которая есть только в христианстве, ни в Ветхом Завете ни в других религиях нет подобной нравственной высоты. По исполнению этой заповеди можно определить – принадлежит ли человек к Царствию Божию или нет. Именно эта заповедь, по преподобному старцу Силуану, является границей Церкви, кто не любит врагов – тот еще вне Церкви.
36 Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
Одних любить, а других ненавидеть есть несовершенство: совершенство же состоит в том, чтобы любить всех. Небесный Отец любит всех и всех призывает ко спасению: мы должны уподобляться Ему.
Если мы любим любящих нас, то мы подобны грешникам и язычникам; если же мы любим обижающих нас, то мы подобны Богу, который благ к неблагодарным и злым.
Апостолам надлежало быть посланным на проповедь и потому они ожидали себе многих гонителей. И если бы апостолы, тяготясь гонением, потом желая отмстить оскорбителям, умолкли и перестали бы учить, то солнце Евангелия погасло бы. Поэтому Господь предварительно убеждает апостолов не мстить врагам, но все случающееся переносить мужественно, будет ли кто обижать их, или неправедно злоумышлять против них. Так и сам Он поступил на кресте, говоря: “Отче! прости им, ибо не знают, что делают” (Лук.23:34).
ЛЮБОВЬ (1Кор 13, Мф 22:36-40). Десять заповедей Господних были разделены на две скрижали, так как в заповедях заключаются два вида любви, то есть любовь к Богу и любовь к ближнему, и посему предписывается два рода должностей. Когда один из фарисеев, законник, искушая Господа, спросил Его: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» Ближними нашими должно почитать всех, потому что все — созданья единого Бога и произошли от одного человека. Но те которые одной веры с нами должны быть особенно близки нам, как дети одного Отца небесного по вере Иисуса Христа. Любовь к себе самому свойственна всякому по закону естественному: «ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее.» Но любить себя должно только для Бога, и частью для ближних; любить ближних должно для Бога; а любить Бога должно для Него самого, и больше всего. Любовь к себе должно приносить в жертву любви к ближним; а любовь к себе и ближним должно приносить в жертву любви к Богу. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих,» сказал Господь (Ин 15:13). Он же в напутственном наставлении на проповедь Евангелия двенадцати ученикам Своим между прочим сказал: «Кто любит отца или мать более нежели Меня, не достоин Меня, и кто любит сына или дочь более нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37).
Любовь — это основа Нового (то есть высшего и окончательного) Завета, заключенного Богом с людьми в Сыне Своем, нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе, отдавшем за нас Свою жизнь (Ин 15:13). В Моисеевом законе, как и во многих иных религиях, главным считается делание добра, исполнение заповедей. Но дух Нового Завета качественно иной — любовь, которая выше закона (Гал 5:22-23). Хотя закон и пророки утверждаются на заповедях, основанных на любви к Богу и ближнему (Мф 22:36-40), совершенная любовь совершенным образом открылась лишь в Иисусе Христе (Ин 3.16; 1Ин 4.9-10; Рим 5.8). Бог и любовь тождественны (1Ин 4.8,16; 1Кор 13.13). И те, кто Божии, пребывают в этой святой любви (1Ин 4:7,11-12). Для обозначения любви в греческом языке есть три слова: эрос (чувственная любовь), филия (любительство, как например, в слове философия — любовь к мудрости) и агапе (высшая, духовная любовь). Хотя в русском языке для обозначения любви есть только одно слово, очевидно, есть те же три ее разновидности. Но первые две ничтожны в сравнении с последней, ибо первые две — человеческие, и только последняя — Божественная.
Епископ Тихон (Софийчук)