Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, в неделю перед Крещением Господним, святая Православная Церковь готовит нас к этому великому празднику. В сегодняшнее воскресенье мы читали Евангелие о том, как Иоанн Креститель вышел на проповедь, готовя народ иудейский к пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Святой Иоанн Предтеча 33 года жил в пустыне, проводил суровую жизнь, одевался, как повествует евангелист, в одежду из верблюжьего волоса, был препоясан кожаным ремнем, питался акридами и диким мёдом (акриды – это вид саранчи, которая водилась в пустыне). От чрева матери он был призван, чтобы приготовить путь Господу, как говорит об этом пророк: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Выйдя на проповедь, Иоанн проповедовал крещение покаяния для прощения грехов. И многие люди из Иудеи и из Иерусалима приходили к нему креститься, а он говорил им: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. Действительно, Иоанн Креститель готовил людей к покаянию, а Господь завершил крещение, и завершает сегодня, огнем благодати Святого Духа. Огонь пришел Я принести на землю, и как Я хочу, чтобы он скорей разгорелся, – говорит сам Господь об этом божественном огне благодати. Господь хочет, чтобы огонь любви божественной, пламенной разгорелся в сердцах всех людей, чтобы он объединил всех, чтобы очистил души людские и помог им достичь Царствия Небесного.
Покаяние –дословно переводится с греческого языка как изменение образа жизни. Иоанн Креститель говорил фарисеям: кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния. Это значит, что от нас требуется не просто осознание своих грехов: мало исповедать свой грех на словах, на исповеди, или просто признать его. Важно отречься от греха внутренне и насадить противоположную этому греху или страсти добродетель, ибо насаждение противоположных страстям добродетелей – это самое надежное побеждение греха. Святые отцы говорят, что страсти – это искривленные добродетели, а значит, искоренить страсть можно, воспитав вместо нее соответствующую добродетель. Если человек был невоздержанным, он должен воздерживаться, если он был сребролюбивым, то должен стать милостивым, странноприимным и нищелюбивым, если был гордым, должен научиться смиряться, и так со всеми другими грехами.
Преподобный Серафим Саровский, которого почитают во всем мире, говорил Мотовилову: стяжи мирен дух и вокруг тебя спасутся тысячи. И когда спросил его Мотовилов, что значит пребывать в Духе, то святой явственно показал ему это: лицо преподобного засияло как солнце, он весь был как бы в огне, и теплота неизреченная разливалась вокруг. Вот какая слава ждет праведников и всех тех, кто покаялся, кто исправил свою жизнь, кто стал в Боге жить добродетельно и стяжал благодать Святого Духа. Ведь самое главное в духовной жизни – это стяжание благодати Святого Духа, этого огня, который Господь наш Иисус Христос принес на землю. Это и есть то крещение, о котором предвозвещал Иоанн Креститель. В стяжании благодати Святого Духа – весь смысл нашей духовной жизни. И здесь, в церкви, мы имеем все средства для того, чтобы приобретать благодать, мы имеем таинства божественные, в особенности таинство Причащения. Причащаясь Божественных Тайн, мы причащаемся огня, как напоминают нам об этом стихи святого Симеона Метафраста, которые мы читаем перед Причастием: Содетелю, да не опалиши мя приобщением, Огнь бо еси, недостойныя попаляяй. Мы знаем, как мирно становится на душе после Причастия, какими добрыми и благостными мы становимся, когда причащаемся достойно. И мы знаем, что бесы трепещут людей, которые достойно приобщились Божественных Тайн. Будем же стараться всеми силами стремиться к Богу, исполнять Его заповеди, будем стараться избавляться от своих грехов не только на словах, но творя плоды покаяния и насаждая в себе божественные добродетели. И тогда Господь, видя наши старания, видя изменения в нашей душе, видя, что мы способны к принятию Духа Святого, этого божественного огня, даст нам даже больше, чем мы способны вместить. Господь ждет от всех нас, чтобы мы склеили свой внутренний сосуд, разбитый грехами, дабы, приняв благодать Святого Духа, мы не разлили это миро драгоценное на землю, а употребили на пользу души своей. Потому будем готовить себя к принятию благодати Святого Духа, и не только к принятию, но и к сохранению её, чтобы нам быть вечно наполненными ею и жить со всеми святыми в Царствии Божием. Аминь.
Епископ Тихон (Софийчук)