Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем воскресном Евангелии мы читали притчу о талантах. О том, как один господин, отправляясь в дальнюю страну, призвал рабов и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два, третьему один — каждому по силам — и удалился. А когда вернулся, потребовал у рабов отчета. Узнав, что один из рабов малодушно закопал свой талант в землю вместо того, чтобы отдать его в оборот и принести прибыль, хозяин приказал отнять у него этот талант, говоря: всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет.
Эта удивительная евангельская логика часто смущает людей, далеких от духовной жизни. Они меряют всё материальными благами, а потому им видится здесь большая несправедливость. Но притча эта — о благах духовных.
Богатый человек — это Господь. Рабы — это мы, и каждому из нас Господь даёт какой-то талант. Каждому даётся соответственно его силам, поэтому все таланты, все дарования Божии различны. Но все они схожи в одном: они должны принести Господу плод. Чем больше даров человек получил от Господа, тем больше ему надлежит потрудиться, тем больше добра сделать, тем больше усовершенствовать себя для будущей жизни. Все наши внутренние силы, все наши пять чувств, данные нам Богом, должны быть применены на пользу Богу и ближнему. Раб, закопавший талант в землю — это человек, употребляющий данные Богом дары только для себя. Земля — это чувственные удовольствия и мирская суета, в которые многие из нас зарывают данную Богом благодать, вместо того, чтобы употребить её на делание духовное и на дела любви.
Тот, кто хочет спасти душу свою, должен погубить её ради Евангелия — эти слова, также читавшиеся сегодня, дополняют рассказанную Господом притчу. Что значит погубить душу свою ради Евангелия? Это значит жертвенно полюбить Бога и ближнего, «весь живот наш Христу Богу предать», как говорится в ектении. Мы далеки от этого, но это идеал, к которому надо стремиться. Любовь — это главный талант, обогащающий прежде всего нас самих. Чем больше любви мы отдаем Богу и ближнему, тем больше мы принимаем в душу даров благодати. И наоборот, если мы ненавидим кого-то, если дышим злобой, мы внутренне опустошаемся. Жертвуя собой, своими желаниями, своим временем, своими силами, мы приумножаем данные нам Богом дары. И мы чувствуем, как душа при этом наполняется радостью.
В Таинстве крещения мы получаем от Господа драгоценный дар веры и благодать, чтобы приумножать нашу веру. Но вера без дел мертва, — говорит апостол Иаков, а значит, чтобы растить в себе веру, нужно свидетельствовать о ней своими делами. Так проявляется любовь. И если мы будем всеми силами умножать эту любовь, тогда возрастет в нас новый человек во Христе, и тогда мы сможем принести плод — кто в сто раз, кто в шестьдесят, а кто в тридцать.
Слова господина, сказанные рабам, приумножившим свои таланты, — хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего — в древности звучали примерно так: «я даю тебе свободу; отныне ты уже не мой раб, а мой домочадец». В духовном же смысле это означает дарование человеку Царствия Небесного. Здесь, на земле, Господь всех нас испытывает, смотрит, на что мы употребляем Его дарования. Если человек окажется верным в малом, если он мудро использует данные Богом таланты, то Господь подаст ему такие дары, о которых ухо не слышало и которых око не видело. Будем же всеми силами преследовать это духовное богатство. Да, это тяжелый труд, и много скорбей предстоит богатеющим в Бога, но все-таки стоит трудиться, ибо Господь даст нам безмерно большее. Не будем расточать наши таланты на дела плоти, на дела страстные и неправедные, чтобы не оказаться нам во Второе славное Пришествие Христово нищими и нагими, и извергнутыми во тьму внешнюю. Будем молиться, чтобы Господь дал нам силы приумножать наши духовные дары и чтобы нам в будущем услышать от Господа: «приидите ко Мне, наследуйте Царствие Божие, уготованное вам от века». Аминь.
Епископ Тихон (Софийчук)