2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
5 Ибо что легче сказать: “прощаются тебе грехи, или сказать: “встань и ходи”?
Эти слова имеют следующий смысл: что вам кажется легче, тело ли исцелить от расслабления, или душу освободить от грехов?
6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.
8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
Расслабленный – состояние души грешника, который для плоти жив, но для духовной жизни, благочестия, добродетели и святости не имеет сил. Смертоносная сила страстей и грехов расслабила душу, которая уже не может помыслить о Божественном, не имеет чистых, возвышенных духовных чувств и воля вместе с телом служит греховным удовольствиям. То первоначальное духовное здоровье, которое было дано человеку в Таинстве Крещения утрачено, подавлено стремлением ко греху.
Одр, на котором лежит расслабленный – беспечность о своем спасении, нечувствие своего погибельного состояния, духовной смерти.
Четверо сострадательных людей (Мк.2:3), принесших расслабленного, разобравших кровлю дома и спустивших его к Господу: 1.Ум, который узрел Господа, пробудившись от греховного сна; 2.Чувства, внутренне ощутившие необходимость прийти к Господу для получения духовного исцеления; 3.Воля, возжелавшая духовного исцеления и устремившаяся к Господу и 4. Тело, взявшее на себя труд духовного подвига – исполнения заповедей приближающих к Господу.
Множество книжников, фарисеев и иудеев “пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима” (Лк.5:17,21) из-за которых не могли внести расслабленного в дом – мирской образ мыслей, стереотипов, множество лукавых помыслов хулы, неверия и сомнения (“Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?”(Мк.2:7), которые не дают человеку прийти ко Господу. Тут важна твердая вера, не слушающая каверзных книжников – сухих доводов неверия, не видящих чудес Божиих, но даже если и увидят чудеса, то криво толкуют, извращают их. Нужно спокойно с верой и настойчивостью разобрать все сомнения, а этому помогут четыре наших верных сострадательных помощника – ум, чувство, воля и тело, как это сделали четыре Евангельских человека и предать себя с верой Господу, Который как истинный Бог может отпустить грехи и исцелить духовно расслабленную душу. Когда же разобрать все доводы мирских убеждений, то можно увидеть всю их несостоятельность и лукавство, хотя внешне, по мирскому они выглядят разумно, но ”мудрость мира сего есть безумие пред Богом”(1Кор. 3:19).
Вопросом “что легче сказать: “прощаются тебе грехи, или сказать: “встань и ходи”?”(Мф.9:5) , Господь как бы говорит, что можно сказать многое, не подтвердив это делом, “но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи” Я говорю: “встань, возьми постель твою и иди в дом твой” (Мф.9:6). И по тому что совершилось исцеление по слову Господа – все убедились, что по Его слову простились грехи расслабленного, и, что Христос имеет власть как истинный Бог прощать грехи. Книжники и фарисеи, думая обвинить Спасителя в богохульстве, послужили еще к большему Его прославлению, так как Господь не только простил грехи, но как сердцеведец обличил их тайные помышления и исцелил расслабленного, что подтвердило власть Господа прощать грехи. Этому удивился народ и прославил Бога.
Исцеление, взятие одра и хождение – следствие прощения грехов Господом по вере принесших – дарование Им благодатной силы расслабленному на победу над беспечностью и следованию по пути исполнения Евангельских заповедей.
Грехи – причина расслабленности духовной и физической, причина вырождения человечества. Никто кроме Господа не может простить человеку грех. Это совершается в Таинстве Исповеди, когда человек “разберет крышу дома” – греховные тайники своей души и повергнет себя расслабленного пред Господом, чтобы Он исцелил нас. И тогда раскаявшийся грешник действительно ощущает перемену в своей душе, и из состояния духовной слабости переходит в состояние силы и крепости непреткновенно ходит путем заповедей Евангельских. Тогда душа с помощью Божией благодати побеждает страсти и господствует над плотью, и из состояния рассеянности приходит в состояние внутренней собранности и оберегает свое сердце от прежних греховных скверн, чтобы оно было чистым и святым храмом “Бога живого”(2Кор.6:16; 1Кор. 3:16-17).
То, что расслабленный исцелился по вере и ходатайству других людей является основанием молитвы за ближних, молитв за усопших и веру в ходатайство святых за нас.
Человечество до прихода Спасителя было похоже на расслабленного, лежащего на одре греховного сладострастия, не в силах прийти самому и исцелиться от грехов. Господь исцелил «расточенное растоящееся человеческое естество», собрав верующих в Него в Церкви, которая есть Тело Христово. Принесли человечество к Господу апостолы, в особенности четыре Евангелиста. И до сего дня приносят к Господу расслабленных грешников и умоляют Его об исцелении приемники апостолов – епископы и священники Церкви.
Епископ Тихон (Софийчук)