Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем воскресном Евангелии мы читали о чуде, которое совершил Господь наш Иисус Христос над согбенной женщиной. Уже восемнадцать лет она не могла выпрямиться и не могла получить исцеление от врачей. Господь увидел её в синагоге, подозвал к Себе и исцелил. А было это в субботу. И вот начальник синагоги стал укорять Христа и говорить Ему: есть шесть дней, когда нужно исцелять, а в седьмой день не нужно ничего делать. Тогда Господь обличил его, говоря: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И устыдились те, которые противились Господу, а народ славил Господа и радовался о Его великих чудных делах.

Это евангельское повествование говорит нам о всех нас. Согбенная женщина – это всё человечество, которое после грехопадения лишилось общения с Богом. Первый человек, Адам, общался с Богом в раю лицом к лицу, говорил с Ним, но после того, как им была нарушена заповедь, он стал смотреть вниз, на землю, уже не видел Бога, прятался от Него. И вместе с ним всё человечество начало прятаться от Бога, пыталось своими силами устроить всё на земле и всё более погрязало в своих грехах и беззакониях. Но Господь не хотел, чтобы человечество погибло. Он пришел, чтобы вернуть человека к Богу, чтоб выпрямить его, чтоб устремить его ввысь к Богу и соединить с Богом, ввести его в Царствие Божие, ввести его в вечную жизнь счастливую. Как Он исцелил страждущую женщину, так Он исцеляет каждого человека, скорченного грехом. Он возвращает человеку его достоинство – способность смотреть вверх, общаться с Богом лицом к лицу. Греческое слово ????????, человек, как раз и означает «смотрящий вверх». Когда мы грешим, когда грех корчит наши души, не давая разогнуться и обратиться к Богу, мы уподобляемся животным – ведь ни одно животное не способно прямо смотреть вверх.

Скорченная женщина изображает собою скорченный ум людей, отстоящих далеко от Христа. Человек со скорченным умом не может потянуться к Богу, но пресмыкается по земле, питаясь землей, ища утешений от земли. Такой ум скован и ограничен, потому что зависит от чувств, ищет только чувственных удовольствий. И вот Господь, по неизреченному милосердию Своему, зовёт к Себе этот ум, как позвал в синагоге несчастную женщину. И если человек пойдёт на этот зов, если приблизится к Богу, то получит исцеление.

Согбенная женщина, как мы читали сегодня, даже не просила Христа исцелить её. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего – повествует Евангелие. Господь сам позвал её и сам исцелил. Так происходит со многими людьми: видя греховное страдание человека, Господь сам первый зовёт его. И важно потому услышать этот призыв, не отворачиваться, но поспешить навстречу Богу. Ведь только в храме мы обретаем свое настоящее человеческое достоинство, только в храме мы можем вспомнить, кто мы и зачем пришли на эту землю. Только здесь человек может свободно распрямить плечи, посмотреть ввысь и увидеть Господа. В Евангелии недаром акцентируется, что Христос в субботу учил в синагоге – этим Господь показывает пример всем нам, что день седьмой должно посвящать Богу. В то же время, исцелив женщину в субботу, как Он часто делал, Он этим самым предостерегает нас от духовного бездействия, обличает фарисейское отношение к праздникам.

Да, все мы в той или иной мере придавлены к земле житейскими заботами, скорбями, волнениями, экономическими и политическими проблемами, но важно помнить, что всё это пройдет – земля сгорит, всё земное минёт, а душа человека пойдёт к Богу, пойдёт в вечную жизнь. И слава Богу, что у нас есть место, где можно разогнуться и обратиться к Господу лицом к лицу, где можно почувствовать себя истинно людьми. В храме, в воскресные и праздничные дни нужно с особенным усердием восходить к Богу, потому что здесь особенно слышится Его призыв к каждому человеку. Будем же идти на этот призыв, будем обращать к Господу все силы души – и ум, и чувство, и волю – чтобы и нам быть исцеленными от наших греховных недугов и чтобы соединиться с Богом в доступной нам степени уже здесь, а в будущей жизни всегда быть с Ним. Аминь.

Епископ Тихон (Софийчук)