Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее воскресенье называется воскресеньем по Рождестве Христовом. Сегодня мы воспоминаем событие бегства Господа нашего Иисуса Христа, Богомладенца, с Его Пречистой Матерью и со святым праведным Иосифом, в Египет. Мы видим, что уже с самых младенческих лет мир, в лице Ирода, гонит Господа нашего Иисуса Христа, уже первые мученики страдают за Него – это четырнадцать тысяч младенцев, избиенных Иродом в Вифлееме. Мы видим, что истина – а Господь Сам сказал «Я есть Путь, Истина и Жизнь» – всегда гонима в этом мире, лежащем во зле. Только что было славное и чудесное событие Рождества Христова, и вот Богомладенец уже гоним, уже вынужден бежать со своими родителями в Египет. Из Египта воззвал Я Сына Своего, – сказано у пророка Осии. Почему Господь избирает для Своего бегства именно Египет? Во-первых, там издревле находили пристанище гонимые евреи, а во-вторых, Египет, земля фараона (то есть дьявола, согласно святоотеческому толкованию Библии), родина идолопоклонства, символизирует собой страстную и греховную жизнь. Исполняя древнее пророчество, Господь как бы показывает, что Он пришел на нашу землю, дабы свергнуть идолов и привести людей к познанию Истины. Есть даже предание, что когда Богородица с маленьким Христом и с праведным Иосифом пришли в Египет, то все идолы, бывшие там, упали и разбились.
Другое предание рассказывает о том, что по дороге на Богоматерь с Богомладенцем и с Иосифом напали разбойники. Они хотели их убить, когда один из разбойников увидел Младенца и умилился Его необыкновенной красотой, сказав: «Это воистину Божественное Дитя». Он запретил своим товарищам трогать Святое Семейство, и Пресвятая Богородица тогда сказала: «Сын мой Божественный воздаст тебе за то, что ты сделал». По преданию, это был тот самый разбойник, которого распяли по правую сторону от Христа, и которого Господь первым ввёл в рай.
После того, как Ирод скончался, праведная чета вернулась опять во Святую Землю, но поскольку в Иерусалиме правил сын Ирода, то они побоялись туда идти, а поселились в Назарете.
Сегодня также вспоминается избиение четырнадцати тысяч вифлеемских младенцев. Об этом тоже пророчествовал пророк, говоря: плач в Раме слышен, плачет Рахиль о детях своих и не может утешиться, ибо их нет. Рахиль – это ветхозаветная праведница, жена Иакова, которая была похоронена близ Вифлеема. «Рама» с еврейского языка переводится как «высокая», что с одной стороны, означает местность, где похоронена Рахиль, а с другой, по слову толкователей, указывает на то, что плач был слышен «с высоты», то есть, раздавался весьма далеко.
Ужасная жестокость была у Ирода, погубившего столько невинных, святых душ младенческих, среди которых он надеялся уничтожить своего соперника, претендента на трон. Но Господь бежал, и не достигла злоба Истину. Это ясно свидетельствует о том, что Истина всегда непобедима, что Господь всегда сохраняет её, и сохраняет всех тех, кто старается идти путем Истины. Нужно помнить об этом и ничего не бояться, и смотреть не на скорби и гонения, которые предсказывал Господь всем верным, а надеяться на будущее воздаяние, обещанное праведным.
Имя «Ирод» дословно переводится с еврейского языка как «коршун», «Рахиль» переводится как «овца». Когда человек приходит к духовной жизни, то враг рода человеческого, дьявол, начинает особенно нападать на него. Он понимает, что если человек, нашедший Бога и обретший Истину, будет дальше идти путем истинным, то в его сердце родится Христос, и тогда дьявол уже ничего не сможет сделать. Вот он и нападает на новоначальных, на тех, кто старается ходить в храм, исполнять заповеди, отвернуться от прошлой греховной жизни. Попуская нападки врага, Господь таким образом испытывает человека, испытывает его готовность следовать за Ним. В каждом человеке живет множество благих помыслов и намерений, больше даже, чем тех младенцев, которых приказал убить Ирод. Но очень часто эти помыслы бывают истребляемы нашей собственной гордыней. И человек должен бежать от этой гордыни, бежать от этого Ирода, чтобы вернуться потом обновленным и чтобы жить истинной жизнью, жизнью Христовой, христианской. Очень важно не дать этим младенцам, этим нашим благим стремлениям погибнуть. Это возможно только тогда, когда человек будет смиряться, будет смиренным как овца, будет стараться всё терпеть – и внешние нападки, и себя, отсекая свои внутренние греховные движения. Только так человек постепенно сможет расти духовно и совершенствоваться – до тех пор, пока не возрастет в меру возраста совершенного, пока не сможет уже сам ходить по путям истины.
Мы должны помнить, что истина всегда гонима – и сейчас, и вчера, и в будущее время она будет гонима, а потому не нужно нам смущаться, если нас обижают, унижают, не понимают. Господь Сам первым прошел этим путем – путем гонений, вплоть до Креста. И Пресвятая Богородица, и все праведники тоже были гонимы, ибо, как сказал один из святых, «в раю нераспятых нет». Но не нужно бояться, нужно только верить, что Господь не оставит, что воздаст нам в будущей жизни вечным блаженством. Ведь здесь мы все испытываемся, достойны ли мы жизни вечной, счастливой, блаженной или нет. Будем же терпеть всё, будем стараться переносить всё с благодарностью, потому что Господь кого любит, того Он наказывает, тому дает возможность претерпеть скорби, гонения, унижения, ибо это удел избранных. Господь нас избрал и потому Он нас испытывает и очищает, очищает как раз нашими болезнями и скорбями. Потому не будем роптать, а понимать великий смысл скорбей, великий смысл гонений и помнить, что если мы гонимы, то мы на правильном пути. Если нас не понимает мир, если нас гонит мир в лице наших близких, в лице тех, кто находится с нами в обществе, то мы должны знать, что мы следуем по правильному пути. И наоборот, Господь сказал: горе вам, если о вас добре рекут все человеки. Это говорит о том, что мир нас любит, о том, что мы живем согласно законам мира сего, который во зле лежит. Потому будем радоваться и веселиться, как сказал Господь, если будут нас гнать за Христа, если будут нас не понимать, что мы постимся, что мы ходим в церковь, что мы стараемся соблюдать заповеди Божии, ибо тогда мы блаженны, как сказал Господь. Будем же просить у Господа, чтобы нам достойно пройти наш путь земной жизни и войти в Царствие Божие. Аминь.
Епископ Тихон(Софийчук).