(Ин. 7:37-52; 8:12)
37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей;
В последний день праздника Кущей, т.е. в восьмой день, который причислялся, на основании (Лев.23:36), к семидневному празднику Кущей, и считался “великим” по преимущественной торжественности, совершался следующий обряд: по окончании утренней жертвы в храме один из чередных священников брал в золотой сосуд воду из Силоамского источника и вносил ее водными вратами в храм при звуках труб и кимвалов и радостных восклицаниях народа и аллилуйных псалмов (Пс.112-117) и торжественно возливал ее на жертвенник при пении слов пророка Исаии (Ис.12:3) относящиеся к Мессии, совершая таким образом “жертву возлияния”. Это совершалось в память чудесного изведения Моисеем воды из камня во время сорокалетнего странствования евреев по Аравийской пустыне (Числ.20:11) под особым покровительством Божиим.
Господь Иисус Христос, имея ввиду этот совершаемый обряд возлияния воды на жертвенник, говорит: “кто жаждет, иди ко Мне и пей”, показывая, что Он является тем Духовным камнем из Которого проистекает живая вода благодати Святого Духа, которая только и может утолить жажду духовную: жажду истины для ума, блаженства для чувства и правды для воли.
“Камень же был Христос”(1Кор.10:4), – указывает апостол Павел. “Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, –пророчествовал пророк Исаия, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится(Ис.28:16),“и на сем камне Я создам Церковь Мою, – обещал Господь,– и врата ада не одолеют ее”(Мф.16:18). Именно этот “камень, который отвергли строители, соделался главою угла”(Пс.117:22), “и тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит”(Мф.21:44), об этом пророчествовал пророк Даниил, когда толковал сон Навуходоносора (Дан.2:31-45). “Он для верующих, драгоценность, а для неверующих… камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены”(1Петр.2:7-8). На этом краеугольном камне “благодать, благодать на нем!”(Зах.4:7),– восклицал пророк Захария.
38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
В Ветхом Завете сказано у пророка Исаии: “в радости будете почерпать воду из источников спасения(Ис.12:3) и у пророка Иоля: “ реки Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник и будет напаять долину Ситтим(Иол.3:18).
Под реками воды живой подразумеваются дары Святого Духа, изливаемые на верующих, под чревом подразумевается – душа, в которой вмещаются эти дары и утоляют ее духовную жажду. И эти дары утоляют духовную жажду не только в верующих, но через них распространяют свое спасительное действие на души жаждущих этих даров, для их духовного просвещения. Благодать, словно неудержимая река, проторгает сквозь верующих в Господа Иисуса Христа путь к сердцам других людей.
Где тот источник в нас, из которого может потечь эта живая вода, ведь мы все находимся во грехе. Не из нас грешных и скверных потекут реки живой воды, а из Того Камня(1Кор.10:4) Который мы полагаем в основание своей души и нашего спасения, из Того Кто в нас, в Кого мы веруем и с Кем соединяемся духом, Кого причащаемся.
39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен.
Святой Дух открывался ветхозаветным праведникам во внешних проявлениях, к примеру, Он носился над Давидом, говорил устами пророков и др., но это не было тем внутренним перерождением, которого сподобились христиане после прославления Господа, то есть, воскресения и вознесения человеческого естества во Иисусе Христе на небо одесную Бога Отца. Святитель Афанасий Великий говорит по этому поводу: “Не Господь славы прославляется, но плоть Господа Слова: она приемлет славу, с Ним вместе восходя на небо. Посему то и Дух сыноположения не был еще в человеках, потому что восприятый от нас начаток не восшел от нас на небо”(Творения, ч.3,1903(репринт 1994),ТСЛ,С.254).
Ниспослание Святого Духа на все человечество должно было совершиться на пятидесятый день после Воскресения Христова и на десятый день после Его вознесения на небо.
Господь сказал фарисеям и первосвященникам которые хотели схватить Его: “еще не долго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня. Будете искать Меня и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете(не сказал не пущу вас, а не способны по своей злобе принять Дух Святой, т.к. вы хулите Его сознательно противясь истине, а это не простится ни в этом не в будущем веке(Мф.1231-32)) придти(Ин.7:33-34). А ученикам своим возвестил: “Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. И Он пришед обличит мир о грехе и о правде, и о суде. О грехе, что не веруют в Меня; О правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; О суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам”(Ин.16:7-14).
Дух истины снизошел после прославления плоти Спасителя в день Пятидесятницы на апостолов, и через них на все человечество, в виде огненных языков. Является Он в виде огня, так как именно этот огонь пришел Господь низвести на землю(Лук.12:49), и он должен возгореться на земле, в сердцах людей. Является Дух Святой с шумом “как бы от несущегося сильного ветра”(Деян.2:2), показывая этим, что совершается бурный переворот на земле, начиная с человеческих душ, посредством духовного перерождения, изменяя весь строй жизни человека, его мысли, стремления, цели, все его существование, чтобы взамен ветхого человека создать нового, любящего своего ближнего и жертвующего всем для другого ради любви к Господу Иисусу Христу, пожертвовавшего Собой ради спасения всех.
40 Многие из народа, услышавши сии слова, говорили: Он точно пророк.
41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
43 Итак произошла о Нем распря в народе.
Благодатная речь Господа взволновала народ. Сердце подсказывает простым людям, что Он не обычный человек, а одни говорили, что Он пророк, другие прямо признают в Нем Мессию. Но фарисеи приучили народ не верить указаниям внутреннего человека, а набору человеческих доказательств: “Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема” , внося сомнения: “разве из Галилеи Христос придет?”, “не плотников ли Он сын?(Мф.13:55) и др. Народу не было известно, что пророчества исполнились на Господе Иисусе Христе, и, что Он родился в Вифлееме Иудейском(Мф.2:1) из рода Давидова.
44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
Желая исполнить приказание начальства, служители синедриона пытались схватить Иисуса, но каждый раз руки у них опускались: они не осмеливались этого сделать, по- видимому, совесть подсказывала им, что грех тронуть такого Человека. В таком настроении они возвратились к пославшим их.
45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
Даже фарисейские слуги почувствовали живительную силу слов Господа, ощутив, по-видимому, на мгновение Его благодатное влияние на свое сердце и душу и исповедали перед синедрионом, что сила слова Господа была столь могуча и неотразима, что они не могли исполнить данного им поручения. Внутреннее чувство правды Божией оказалось сильнее приказа их начальников.
47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.
Храмовые слуги, не взяв Господа, явно ослушались приказа верховного судилища, что возбудило в фарисеях кроме ярости – страх, так как тех, кого они считали надежными помощниками увлеклись словом Господа, потому они проклинают всех уверовавших в Христа, пытаясь устрашить этим колеблющихся. Служителям, происходившим из простого народа, они гордо противопоставляют то, что никто из “начальников” или “фарисеев” не уверовал во Христа.
В словах: “этот народ невежда в законе, проклят он” видна безумная ярость и презрение высшего образованного сословия – иудейских начальников, к низшему, что отчетливо характеризует их нравственное состояние.
50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
51 Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри, и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
В числе синедриона был веровавший во Христа Никодим, о нем упоминает Евангелист, чтобы показать, несправедливость слов фарисеев, утверждавших, что никто из начальников и фарисеев не уверовал во Христа. Он по человеческой слабости “ради страха иудейского” не исповедовал открыто Господа, но с его стороны раздается нерешительный голос протеста и он указывает на закон(Исх.23:1;Втор.1:16), который требует не принимать пустых слухов, а исследовать дело того, кто обвиняется. Но эта попытка защиты встречена язвительным вопросом: ты не из Галилеи ли?”. Происхождение из Галилеи было постыдным, так как ее население считалось нечистой израильской крови, еще во времена пророка Исаии она носила название “языческой”(Ис.9:1-2). Фарисеи и здесь погрешают против исторической правды, так как из Галилеи были пророки Илия, Иона и пророк Наум(4Цар.14:25).
53 И разошлись все по домам.
Ин.8:12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
Господь – свет который освещает мир, показывая путь ко спасению. Так как речь Господа произносилась во время праздника Кущей(когда воспоминались события странствования Израиля по пустыне), то сравнение со светом имело образное значение. Во время странствования израильского народа по пустыне дорогу им освещал огненный столп(Исх.13:22), но действие этого столпа было временным и ограниченным, а Господь Иисус Христос есть непрестанный свет мира, “Который просвещает всякого человека грядущего в мир” (Ин.1:9) и указывает верующим в Него путь в Царствие Небесное, рассеивая внутреннюю греховную тьму. Господь в этих словах утверждает Свое Божественное достоинство, так как только Бог может быть светом для мира.
Первое свойство света – разгонять тьму и делать предметы видимыми. Господь действительно разогнал тьму облегавшую человеческий род в продолжении тысячелетий, тьму невежества, предрассудков и заблуждений, тьму многобожия , идолопоклонства и разных суеверий. Он указал нам наше происхождение и высокое призвание, показал наше падение и средства к восстановлению. Он открыл нам и тайну бытия мира: его начала, цель в отношении к Богу и человеку. Теперь, ходя в свете Христовом мы видим все существующее в истинном свете.
Второе свойство света – живить, способствовать развитию, возрастанию, созреванию. Христос для нас – животворящий Свет, “Который просвещает всякого человека грядущего в мир”(Ин.1:9). Своим учением Он действительно оживляет каждого верующего, возрождает духовно в Таинстве Крещения, дает каждому верующему “от Божественной силы Его… все потребное для жизни и благочестия”(2Петр.1:3), удостаивает каждого верующего приобщаться вечной жизни в Таинстве Евхаристии, опять оживляет всякого согрешившего, но кающегося христианина в Таинстве Покаяния. Христос является для нас светом животворящим, так как, просветил наш разум истинами веры, чувства – истинами любви, волю – нравственными законами, которые хоть и начертаны в нашей совести, но вследствие грехопадения омрачились в нас и ослабели. Он свет для нас, потому, что как столп огненный указывает нам Своей благодатью путь жизни, на котором помогает нам возрастать и укрепляться в христианском благочестии и приносить плоды Духа(Гал.5:22-23).
Праздник Пятидесятницы назывался еще в Ветхом Завете праздником седмиц и праздником жатвы, в пятидесятый день по Пасхе установлено в память Синайского законодательства приносить благодарение Богу за новые плоды.
“Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками. Но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе”(Втор. 16:16-17).
Церковь в Ветхом Завете – общество верующих в Бога, а в Новом Завете – принявших благодать Святого Духа. Можно быть в видимой Церкви как обществе верующих во Христа, но не принадлежать к Церкви невидимой, не имея в себе благодати Святого Духа. И мы должны принести Богу свои дары благодати – плоды Духа Святого (Гал.5:22-23).