Згідно з давнім церковним переказом, залишаючи цей світ для того, щоб з’єднатися зі Своїм Сином і Господом, Пресвята Богородиця заповідала два Свої одяги двом бідним єврейським жінкам, які служили
Они бережно хранили эти реликвии, передававшиеся от поколения к  поколению. В правление Льва I христиане Гальвий и Кандид получили ризу Богородицы, прибегнув к простительной хитрости, и положили ее во Влахернской церкви[1].    

Пояс Богородицы был обретен при неизвестных   обстоятельствах в епархии Зела, близ Амасии в Понте. Около   530 года, в правление Юстиниана, он был привезен в   Константинополь   и положен в Халкопратийской церкви, находившейся к  западу от Святой Софии, в квартале медников. В этот день в Халкопратийском храме отмечался престольный праздник и память обретения двух хранившихся там     драгоценных реликвий – честного Пояса Богородицы   и Пелен Христовых.    

Много лет спустя (ок. 888 г.) супруга императора Льва VI   Мудрого Зоя тяжело заболела из-за наваждения нечистого   духа. Она увидела сон, в котором ей было открыто, что она   исцелится, если на нее возложат Пояс Богородицы. Император   тотчас повелел сломать печати на раке с реликвией и с   изумлением увидел честной Пояс сверкающим и чистым, будто   сотканным вчера. Рядом лежала записка, в которой был   назван день перенесения Пояса в Константинополь и   рассказано о том, как сам император положил его в эту раку   и собственноручно ее запечатал.

 Император Лев с   благоговением приложился к реликвии и передал ее   патриарху. Тот возложил Пояс на голову императрицы, и она тотчас исцелилась от недуга. Все вознесли хвалу Христу   Спасителю и Его Пречистой Матери. Благодарная императрица   вышила Пояс золотыми нитями, и святая реликвия была снова   положена в раку. По преданию, болгарский царь Иван Асень (1187–1196), одержав победу над императором Исааком II Ангелом (1190),   захватил крест с вложенной в него частицей честного Пояса.   Этот крест был брошен неким священником в реку, чтобы он   не подвергся поруганию. 

Святыня затем попала к сербам и   впоследствии была передана князем Лазарем († 1389)   в афонский монастырь Ватопед. Там она почитается и доныне.   Святая реликвия источает сладостное благоухание, и от нее   совершаются многочисленные чудеса. Честной Пояс, прикасавшийся к Пречистому Чреву, носившему Творца, и смоченный каплями молока, питавшего Того, Кто   есть Жизнь мира, является для всех христиан свидетельством   спасения. 

Он словно говорит о том, что нужно обуздывать   все устремления плоти и подражать душевной и телесной   чистоте Пресвятой Девы и Матери Божией, чтобы удостоиться   и в своем сердце носить Христа, Который присно становится   ради нас Младенцем.   


Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной церкви»