18 Проходя же близ моря Галилейского. Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы;
Он увидел – Господу сердцеведцу открылись сердца рыбаков, их чувства и расположения, Он видел, что не далеки они от Царства Небесного, т.к. были искренни и бесхитростны, готовы на самоотверженное служение Богу.
19 И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
Апостолы Петр и Андрей от ловли рыб призваны к уловлению человеческих душ сетью евангельской проповеди, изводя людей из бездны грехов и неверия. Почему Господь призвал рыбаков а не философов? – необходима была детская простота(будьте как дети), нужны были просто свидетели не искажающие своими домыслами виденное и слышанное(1Ин.1:3). Господь избрал не мудрое, чтобы посрамить мудрость мира сего.
Почему не знатных и не богатых избрал Господь, а бедных? – потому что блаженны нищие духом, а богатый доволен собой и не ищет иного блаженства. Для того, чтобы не упразднилась сила креста, чтобы не уничижилось “буйство проповеди”, чтобы не хвалилась плоть ни мудрованием, ни богатством, ни знатностью.
20 И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним.
Тотчас – оставили, не задумываясь о будущих трудностях и не заботясь о земном, поражает апостольская простота и ревность. Сети для рыболова – единственное средство их содержания, потому оставление их значило оставления всего.
Почему апостолы последовали за Христом? Кто Он был в лице их? -Бедный Странник, не имевший где главу приклонить, что Он мог пообещать здесь на земле кроме страданий, но их поразила неземная сила исходившая от Него и властное Божественное “идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков” – “и бысть тако”(Быт.1).
21 Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцем их, починивающих сети свои, и призвал их.
Починивающих сети свои – рвутся часто сети мирские, которыми человечество хочет из житейского моря уловить мудрость, счастье и материальные блага. Вместо мудрости оно улавливает безумие, вместо блаженства – горечь страстей, а материальные блага потопляют перегруженные корабли богачей в озере огненном. Потому Господь дает апостолам-рыбакам новые сети – Евангелие, которыми уловляется мудрость Божественная, блаженство небесное и богатства духовные.
22 И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним.
“Кто хочет плыть, — говорит Свт. Филарет(Дроздов), — тому прежде надлежит отвязать, или, для поспешности, отсечь веревку, которой лодка его прикреплена к берегу. Кто желает быть на пути к небу, тому надлежит или постепенно со вниманием и усилием разрешить, или, если боится закоснеть, и если чувствует в себе довольно силы, —решительным ударом отсечь все страстные, земные привязанности”. И в нашей душе часто появляются светлые мысли и святые чувства, рассевая греховный мрак, тогда с ужасом мы видим в какой бездне греховной мы находимся и сознаем, что хоть внешне мы и благочестивы, а на самом деле: “несчастны, жалки, и нищи, и слепы и наги”(Апок.3:17). Тут душу посещает сокрушение и благодаря этому является умиление и готовы мы тогда сделать все, чтобы выйти из греховной бездны, из этого ужасного состояния, но откладываем исправление до завтра – значит навсегда… Потому апостол Павел заповедует “не отлагать день от дня спасения”(Рим.13:12-13).
23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Здесь показана цель с которой пришел Господь на землю: исцелить и собрать воедино разрозненное и пораженное грехом человечество.
Ходил Иисус по всей Галилее – какой труд, усердие, терпение, снисхождение и заботу проявил и проявляет Господь для нашего спасения, а мы преступно ленивы и неблагодарны по отношению к Нему, и к спасению своей души.

Господь не требует от нас, чтобы непременно и мы оставили свои дома и родственников, но Он желает чтобы мы стали Его последователями в исполнении евангельских заповедей, исполняя Его святую волю. Какие характерные черты последователя Христова: любовь не только к ближним, но и к врагам, радость о Духе Святом, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание(Гал.5:22-23). Последователи Его утешают страждущих, помогают больным, посещают заключенных в темницах, прощают согрешающим, делятся с нуждающимися.

Геннисаретское озеро или же Галилейское море – образ мира сего обуреваемого страстями человеческими. Рыбаки – образ ловцов мудрости в мире сем. Лодка образ ветхозаветной Церкви, в которой всю ночь(сень грядущих благ) до пришествия Солнца Правды трудились книжники и фарисеи и ничего (кроме пустой буквы) не поймали. Апостолы веры надежды и любви – Петр и братья Заведеевы чинили и вымывал сети, так и в Ветхом Завете книжники и фарисеи занимались мертвящей буквой измышляя новые “предания старцев” о внешнем умывании.
Когда же пришел Христос и “ночь прошла, а день приблизился” (Рим. 13, 12), то апостолы, поставленные на место законоучителей, по слову, то есть по заповеди Его, закидывают сеть Евангелия и уловляют множество людей. Но апостолы одни не могут вытащить сеть с рыбами, а приглашают соучастников и сообщников своих, т.е. пастырей и учителей Церкви всех времен и влекут вместе с ними. Они, преподавая и объясняя учение апостольское, помогают апостолам ловить человеков.

Евангелие – есть сеть, имеющая изложение речи смиренное, простое и приближенное к простоте слушателей, закидывается оно в глубины человеческой души и своей мудростью подвигает нас на глубокие мысли, как бы улавливает в нашей же душе их как рыбы. Исполнилось слово пророка Иеремии, сказавшего: “Вот Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы и со всякого холма, и из ущелий скал”(Иерем. 16, 16). Рыболовами пророк Иеремия назвал святых апостолов, а охотниками правителей и учителей Церкви последующих времен.
Геннисаретское озеро – образ также и нашей души обуреваемой страстями. Мы рыбаки – ловцы мудрости в мире сем. Лодка и сети – тело и разум, с помощью которых мы пытаемся “ночью”, т.е. без Божественного света – благодати, уловить истинную мудрость, но сети в греховном мире уловляют только грязь, которую мы омываем(Лук.5,2), да и сети часто рвутся – теряется вера и надежда основанная на мудрости века сего, которая “есть безумие пред Богом”(1Кор.3:19), мы же починиваем их как это делали апостолы(Мф.4:21). Когда же Господь призовет нас к Себе, тогда дается нам крепкая сеть – Евангелие, и сколько рыб мы не поймали(сколько бы не познали мудрости Божественной) – она не прорвется(Ин.21:11) (мы не в состоянии вместить всего), хотя при первом призвании она прорывалась(Лук.5:6) – не все сразу можно постичь нашим ограниченным плотским умом. Галилейское море – образ нашего мира – житейского моря, волнуемого многими бурями общественными, оно также образ нашей души, волнуемой личными треволнениями. В него впадает с северной стороны живоносный Иордан, а с южной вытекает Иордан и сразу попадает в Мертвое море, в котором все живое погибает, так и в мир мы входим чтобы в нем борясь с житейскими соблазнами воспитать себя для Царства Небесного, но конец мира сего погибель, важно дать себя уловить апостольским рыбакам, а не плыть по течениям мира сего в Мертвое огненное море вечных мучений.

Епископ Тихон (Софийчук)