Древние предания и свидетельства исторические об иноческой обители «Церковщина»

Гнилецкий монастырь. Прп. Феодосий Печерский

Гнилецкий монастырь. Прп. Феодосий Печерский

     Многими великими подвигами просиял, яко звезда пресветлая, первоначальник на Руси монашеского общего жития, сподвижник Преподобного Антония по устроению славной Киево-Печерской обители, игумен ее, преподобный и Богоносный отец наш Феодосий. Из млада Христа возлюбив, в юные годы жизни Феодосии оставил родительский дом, пришел в Киев к Преподобному Антонию и умолил принять его в число подвижников пещерных. На 24-м году жизни, по благословению Преподобного Антония, Феодосии пострижен был в иноки (в 1032-м году). В течение двадцати лет иноческого жития он трудился в обители Киево-Печерской более других начальников ее: носил другим воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому муку; ночью отдавал тело свое комарам и мошкам. Кровь текла по телу, а он прял волну и пел псалмы. В храм Божий являлся он первым и, став на своем месте, не сходил с него во все время Богослужения, с благоговейным вниманием слушая пение и чтение церковное. В 1054-м году Феодосии был поставлен иеромонахом, а в 1057-м году избран игуменом Киево-Печерской общины, после – Лавры, построил в ней Великую церковь и келий и ввел общежительный монастырский Устав Студийский. Будучи игуменом, он исполнял самые черные работы по обители и во всем являл братии поучительный пример. Слава Преподобного Феодосия как игумена Киево-Печерского монастыря привлекла в обитель множество иноков. И сами великие князья того времени любили наслаждаться беседою Феодосия и в храме, и в келье, и у себя во дворце. Преподобный не боялся обличать и сильных мира сего. Обращал он в христианскую веру и евреев, живших в г. Киеве. Особенно же любил Преподобный бедных и странников: для них он построил в обители общий двор, и здесь они бесплатно кормились. Пищей для самого Преподобного Феодосия был сухой хлеб и вареная зелень без масла. Ночи у него проходили почти без сна, а если и спал он малое время, то сидя, а не лежа. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, сверху нее была свитка и то весьма худая. Такими трудами и болезнями умерщвлял он тело свое, уготовляя его в честное жилище Духа Святаго.

Келия затворника.

Пещеры Церковщины. Келия затворника.

      Из жития Преподобного Феодосия Печерского известно, что в неделю мясопустную он, обыкновенно, удалялся из монастыря в пещеру, в которой потом был погребен, и затворялся в ней до вербной недели. Но, затворившись в ней, он, по словам жития, «оттуду паки многожды и яко того не ведущю никому же, в нощи восстав, и Богу того соблюдущю, отходяше един на село монастырское, и ту уготован суще пещере в скровьне месте, и никому же тому ведущю, пребываше в ней един до вербныя недели, такоже и паки в нощи и в прежереченную пещеру, и оттуду в пяток вербныя недели к братии излазяше». Сохраняющиеся с глубокой старины предания лаврские указывают на «Церковщину» как место уединённых подвигов Преподобного. Сама по себе местность и в настоящее время привлекательна своей уединенной своеобразной красотой; но что же была она в те, отдаленные от нас времена подвигов первых иноков Печерских, когда еще во всей первобытной красе и мощи была незатронута девственная сила и величие приднепровской природы?!.. Чтобы иметь представление об этой красоте, нужно лично побывать там.

Прп. Герасим Вологодский

Гнилецкий монастрырь. Прп. Герасим Вологодский

Гнилецкий монастрырь. Прп. Герасим Вологодский

Гнилецкий монастрырь. Прп. Герасим Вологодский

     После блаженной кончины Преподобного Феодосия (3-го мая 1074 года) «сокровенное место» – пещеры, где в дни светлой Четыредесятницы совершал он свои молитвенные подвиги, стало привлекать любителей безмолвия и пустынного жития из Киево-Печерской обители, и образовался в ХІІ-м веке монастырь близ «села Богородицы», получивший название «Гнилецкого». В этом монастыре в первой половине ХІІ-го века подвизался Преподобный Герасим, основатель Троицкого Кайсарова монастыря близ г. Вологды, Вологодский чудотворец. Преподобный Герасим еще юношей прибыл в Гнилецкий монастырь, усердно прося пустынную братию принять его в свое сожитие. Согласились добрые старцы, видя его усердное желание, и постригли его 4-го марта в монашество. Под руководством опытных старцев он стал подвизаться в совершенном послушании и непрестанных трудах. И какое чудное время тогда было для иноческой жизни! Еще свежи были и живы предания о жизни Богоносных Печерских первоначальников; еще некоторые из братии Гнилецкой пустыни знали лично Преподобного Феодосия и как очевидцы рассказывали об его подвигах в их пещере. Внимал этим рассказам о Преподобном Феодосии и других славных Печерских подвижниках инок Герасим и с великим усердием и ревностью проходил свое иноческое послушание. По настоянию пустынной братии он принял сан пресвитерский и каждодневно стал приносить Богу бескровную Жертву, а ночи часто проводил в Феодосиевой пещере в богомыслии и молитвенных подвигах. Промысл Божий судил Преподобному Герасиму выйти из Гнилецкого монастыря и идти в Вологду для распространения христианской веры среди язычников этого северного края. В 1147-м году Преподобный Герасим достиг берегов реки Вологды вблизи ручья Кайсарова, среди лесной чащи, в тиши уединения поставил себе хижину и предался богомыслию и иноческим подвигам. В этой местности он поставил храм во имя Живоначальной Троицы и положил начало древнейшему в северных краях России Троицкому Кайсарову монастырю. В этом храме он нашел себе вечный покой 4-го марта 1178-го года.

Церковщина. Гнилецкий монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Хутор Вольный.

Гнилецкий монастырь. Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

      Из жития Преподобного Герасима, Вологодского чудотворца, можно видеть, что в ХІІ-м веке монастырь, основанный на месте великопостных подвигов Преподобного Феодосия Киево-Печерского процветал: в нем была каменная церковь, много в нем было и братии. Монастырь этот существовал и в следующем ХІІІ-м веке. Когда совершилось нашествие татар на Киев и разорение ими Киево-Печерской Лавры (в 1240-м году), иноки этой обители вынуждены были удалиться в леса и пещеры близ Киева. В это время некоторые из Киево-Печерских иноков удалились в Гнилецкий монастырь и расширили здесь Феодосиеву пещеру наподобие пещер Киевских. В нашествие Батыево Гнилецкий монастырь пострадал, но не уничтожился. Полное разорение его произошло, по мнению ученых, «от татар» после нашествия Едигея в 1416-м году или Менгли-Гирея в 1480-м году. «Татарове воеваша около Киева и монастырь Печерский пограбиша, и пожгоша, и со землей соровна (Едига), яко оттоле Киев погуби красоту свою и даже доселе уже не може быта таков», а о Менгли-Гирее говорят, что он «град Киев взя и огнем сожже» и что его татары, уведши в плен бесчисленное множество населения, «землю Киевскую учиниша пусту». Вот тогда-то церковь в монастыре Гнилецком и была разрушена до основания, а иноки, спасавшиеся в пещерах, были засыпаны землей и здесь предали души свои Богу. Так после четырехсот лет окончилась пора первоначального цветущего существования монастыря «Святыя-Пречистыя Гнилецкого», основанного на месте великопостных подвигов Преподобного Феодосия.

Пещеры Гнилецкого монастыря. ур. Церковщина

Пещеры Гнилецкого монастыря. ур. Церковщина

     С разорением монастыря и запустением местности его оказалась заброшенной и пещера Преподобного Феодосия. Перестав быть местом хотя бы и временного только подвига монастырских отшельников, пещера была предоставлена естественной судьбе такого рода подземелий. Обрушившиеся края устья пещеры завалили спуск в нее и прекратили приток внутрь ее наружного воздуха. Скоплявшаяся вследствие этого внутри нее сырость повела за собой и внутренние обвалы, и на месте святе, таким образом, водворилась мерзость запустения, продолжавшаяся свыше четырехсот лет. Уцелели в эти годы одни развалины, густо поросшие лесом, и среди них остатки фундамента церкви – «Церковище», – от которых все монастырское урочище получило в народе название «Церковщина».

Скит Пречистыя. Свт. Иннокентий Херсонский

Скит Пречистыя. Свт. Иннокентий Херсонский

Интересна и дальнейшая история обители, связанная с именами двух преосвященных ректоров Киевской Духовной Академии  и  настоятелей  Киево-Братского монастыря Иннокентия (Борисова) и Димитрия (Ковальницкого). Впоследствии оба архиепископы Одесские и Херсонские. В тридцатых годах XIX века преосвященный Иннокентий, будучи ректором Киевской Духовной Академии, часто по временам проживал летом в соседнем с Церковщиной хуторе Киево-Братского монастыря – Пироговке (Володарке). «Каждый раз, как приеду в Пироговку, – рассказывает преосвященный Иннокентий студенту-священнику Гапонову, – особливо весной и летом, первым моим и любимым делом было ходить по лесам. Места здесь, вообще, хороши. Но одно из них особенно обратило на себя мое внимание. Оно известно под именем «Гадючьего Лога», видно, оттого, что в нем действительно водится много змей. Раз, – это было весной (около 1835 года), – прихожу я к Гадючьему Логу, смотрю: близ колодца разложен огонь, по лесу бродит скот; пастухов, однако ж, не видно. Где же это они? Стою и думаю себе. Вдруг услышал я говор мальчиков. Я обратился туда, откуда послышался мне говор, и увидел на холму трех мальчиков. Я пошел к ним, смотрю – их там нет. Взошел на самый холм – нет, обошел холм вокруг, смотрел туда и сюда – все их нет. Что за диво? Между тем, по правую сторону, при спуске с холма, я увидел взрытую землю, подошел туда, вижу – какая-то нора. Я тотчас догадался, что мальчики здесь скрылись. Моя догадка вскоре оправдалась: голоса мальчиков послышались в норе. Я уклонился несколько в сторону, чтобы дать время выйти им оттуда (впоследствии, оказалось, что они, увидев меня, испугались да со страху скрылись в нору). Действительно, один из мальчиков выполз из норы. Я постарался приласкать его, дал ему монету и спросил, где же прочие его товарищи? «Там, в яме», – отвечал он. «А что же это за яма? Глубока ли она? Не лисья ли это нора?» «Ни, це, кажуть, печери». «Печери?!.. Позови-ка своих товарищей, скажи им, чтобы они меня не боялись: я добрый человек». Выползли, наконец, и те. Для ободрения их, я и этих наделил деньгами. «Скажите же теперь, хлопцы, можно ли мне туда слазить?» «А чому неможно? Можно!» Да ведь там темно? Ничего не увидишь?» «Да-к що ж, що тэмно? Мы визьмемо с собой огню, наберемо сухих трисочек, засветим и пидем. Мы вси так робим». «Ну, сделайте ж это сейчас». Они тотчас же побежали, насбирали сухих щепок, где-то нашли несколько соломы, принесли огня. «Да вы, паноче, – сказал один из мальчиков, – скиньте с себя одежу, вона така хороша, як-небудь замараете». В самом деле. Я послушался и скинул с себя рясу. «Господи, благослови!» Спустились ползком в нору, зажгли огонь.

Пещерный Храм в Церковщине.

Пещерный храм XIVв. Церковщина

Один из мальчиков пошел вперед, я за ним, двое за мною. Как же я удивился! Лишь прошли мы шагов несколько, я увидел, что это в самом деле пещеры точно такие, как и в Лавре, судя по их улицам и проходам. Дальше я даже не ходил, предоставив другому времени запастись свечою и рассмотреть их, как следует. На другой или третий день я снова приехал в Пироговку, пришел сюда, нашел по уговору тех же мальчиков. Они ожидали меня не с боязнью, а с радостью. Мы тотчас приступили к делу. Опять ползком спустились в пещеры (проход в них от времени завален и зарос кустарником; оставалось одно лишь небольшое отверстие). Зажгли свечи, и пошли уже спокойно осматривать пещеры. Оказалось, что весь холм (в объеме своем холм будет сажен около 15-ти) покрыт мелким лесом, изрыт пещерами. Улицы, или проходы идут извилисто, в разные стороны, и потом сходятся к одному какому-нибудь месту, например, к церкви или к трапезе.  Я заметил и другой выход из пещер на другую сторону холма, но он совсем завален землею. Верхний поперечник холма имеет 15 саженей ширины; в окружности же, при основании, холм имеет 175 саж., а окружность верхней части холма равна 45 саженям. Вот какую редкость нашел я в «Гадючьем Логу»». Как ценил значение этого открытия сам преосвященный Иннокентий, свидетельствуют следующие его слова: «Лаврские пещеры, – говорил он, – много изменены чрез расширение и повышение, конечно, ради богомольцев; а вот эти настоящие, подлинные, как были ископаны святыми отшельниками. По ходатайству преосвященного Иннокентия и с Высочайшего соизволения, в 1835-м году этот «Гадючий Лог» перешел во владение Киево-Братского Монастыря под именем «Церковщины».

Скит Пречистыя. Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы

Скит Пречистыя. Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы

    Преосвященный Иннокентий предпринял некоторые меры к поддержанию пещеры и благоустройству местности, но за переводом его на самостоятельную епископскую кафедру «Церковщина» опять надолго осталась без надлежащего благоустройства. С 1900-го года преосвященный Димитрий (Ковальницкий), бывши в то время ректором Киевской Духовной Академии и настоятелем Киево-Братского монастыря, возымел желание возобновить монастырь в Церковщине и начал в нем постройку храма в честь и память Рождества Пресвятыя Богородицы, по достоверному предположению, что и в глубокой древности на этом месте был Рождество-Богородичный храм. Церковь эта была начата постройкой на месте древней, на ровной площади, кругом обсаженной садовыми деревьями и окруженной высокими горами, покрытыми лесом…

Костница в пещерах Церковщины

Костница в пещерах Церковщины

     Самой большой достопримечательностью Церковщины являются древние пещеры – место великопостных подвигов Преподобного и Богоносного отца нашего Феодосия, Киево-Печерского чудотворца. «В первый раз, – так пишет о. И. Троицкий, – я осматривал пещеры в Церковщине 19-го августа 1901 года, т.е. в самом начале благоустроения Скита Пречистыя. Проводник подвел меня к южному входу в пещеры, имеющему вид входа в подгорный погреб с наружным деревянным навесом. Зажгли мы восковые свечи и, перекрестившись, двинулись по подземному жилищу пещерных отшельников как бы по подземному коридору шириной около полутора аршин, а высотой в сажень. Песчано-глинистые стены и своды по местам осыпались, и комья земли лежали на нашем пути. Двигаясь медленно, при мерцающем свете восковых свечей, приблизились мы к тому месту, где по обе стороны хода увидели небольшие три келии. Каждая келия не более 2-х аршин ширины и 3-х длины. В каждой келии у стены – лежанка (земляное ложе). Здесь пещерный ход разделяется.

Жертвенник пещерного храма XIVв. Церковщина

Жертвенник пещерного храма XIVв. Церковщина

Пестол с киворием пещерного храма XIVв. Церковщина

Пестол с киворием пещерного храма XIVв. Церковщина

В месте разделения хода на два особые находится более обширное помещение(несомненно – церковь), в которой при выемке земли у восточной стены оставлен столб-материк. Столб этот на высоте 1 3/4 аршина от основания, разрезом накрест, разделен на 4 столба, образуя, таким образом, престол с киворием. На левой стороне церкви выделана в стенке ниша в том месте, где устрояется жертвенник. Церковь эта имела большое сходство с Лаврскими пещерными церквами, да и сами пещеры, кстати сказать, напоминали Лаврские, только в более первоначальном виде. Осыпавшаяся земля не дозволила нам пойти по пещерам далее, и пришлось обратно возвратиться тем же путем. При выходе из пещеры проводник указал нам вход в виде ямы в нижний ряд пещер, но спускаться туда было небезопасно». При первых расчистках пещер в них было найдено множество человеческих костей, более 50-ти человеческих черепов и один неистлевший палец. В одном уголке пещеры тогда же был найден целый скелет человека в сидячем положении. Впоследствии же, при раскопках, мы нашли также цельный костяк человека в стоячем положении, а пред ним подсвечник, у ног – остатки кожаного переплета истлевшей, очевидно, богослужебной книги. Положение костей в пещерах подтвердило, что в пещерах нашли себе вечный покой засыпанные в них землею во время разорения Церковщины татарами. Но обнаружившееся после расчистки первоначальное устройство пещер показало также, что в них были устроены, по восточному образцу, и братские усыпальницы. Таких усыпальниц было найдено свыше 20-ти. Человеческие кости и черепа, обнажившиеся при расчистке пещер, мы собрали в усыпальницу (кости положены во гроб, а черепа поставлены в стенах ниш пещер). Открыты были в пещерах и отшельнические кельи, имеющие в длину около 3-х аршин, а в ширину около 2-х аршин. В кельях найдены малые земляные лежанки, сделанные, очевидно, для отдыха, а в переднем углу выступы для моления.

Находки в пещерах Церковщины XI-XVвв.

Находки в пещерах Церковщины XI-XVвв.

В усыпальницах и иноческих кельях мы нашли хорошо сохранившиеся иноческие одежды и другие вещи Афонского образца: параманцы, аналавы, сандалии, образы Успения Божией Матери и других святых ликов, толстые огарки старинных восковых свечей, крест-складень, напрестольный крест, подвижнические вериги и др. предметы…

Список использованной литературы:

1.      Патерик Києво-Печерський 1991 год

2.      Прот. И. Троицкий. «Скит Пречистыя» у пещеры преп. Феодосия Печерского в «Церковщине». Киев, 1913;

3.      П. Лашкарев. Дача Киево-Братского монастыря «Церковщина»// Труды Киевской духовной академии 1899г. март с. 473-382

4.      В. Палицын. Начало восстановления Скита Пречистыя (Церковщины) Киев 1915г.

 

С современной историей обители Вы можете ознакомиться самостоятельно, посетив наш монастырь. ( см. раздел “Контакты”)