11 Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.
Это последнее путешествие Господа из Галилеи в Иерусалим на последний праздник Пасхи, когда Он был распят.
12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали.
Закон запрещал прокаженным приближаться к здоровым людям.
13 И громким голосом говорили: Иисус Наставник, помилуй нас!
14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

Господь повелевает прокаженным показаться священникам. Священники осматривали и принимали решение чисты ли они от проказы, или нет (Лев. 13). Священники имели признаки по которым они отмечали неизлечимую проказу. Когда кто выздоравливал, священники осматривали тех, и они приносили дар, предписанный законом.
Господь не отвратился от прокаженных, как и сейчас не отвращается от греховно прокаженных, т.к. Он пришел спасти не праведников, а грешников. Потому и мы не должны судить и гнушаться грешников – грех ненавидь, а грешника (как образ Божий) люби.
Отсылая прокаженных к священникам и в церковь, Господь хотел, во-первых, уклониться от славы человеческой, во-вторых, побудить их к исполнению церковных обязанностей, и, в-третьих, возвести умы и сердца их к Богу, чтобы в Нем они видели источник всякого благодеяния и Ему за все воздавали славу.
15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16 И пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Из десяти человек – девять, хотя и были израильтяне, остались неблагодарными. А самарянин, хотя и был иноплеменником, возвратился и высказал свою признательность, чтобы никто из язычников не отчаивался в своем спасении, и никто из евреев не хвалился своим происхождением.
Возможно девять иудеев поспешили в Иерусалим по обрядовому закону принести жертву за очищение, забыв о Господе, исцелившем их. Самарянин же не был связан иудейскими законническими предписаниями, потому и действовал по свободному влечению благодарного сердца. Так буква мертвит, а дух животворит(Ин.6:63; 2Кор.3:6).
17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18 Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Благодарный самарянин за свое усердие награждается вторичным благословением, большим первого: “вера твоя спасла тебя”. Прежнее благословение относилось только к телесному исцелению, благодарность за милость низводит на него высшее благословение касающееся духовной жизни. Вера и благодарность исцеленного самарянина и душу его поставила на путь спасения, что намного значительнее телесного исцеления, и чего лишились девять неблагодарных исцеленных иудеев.
Чудо исцеления десяти прокаженных таинственно указывает на всеобщее спасение человеческого рода. Десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную греховной скверной и живущую из-за своей нечистоты вне града Небесного, лишенную общения со Всесвятым Богом. Для желающего всех спасти человеколюбивого Бога самое сильное побуждение к милости – видеть, что Его творение не участвует в благости. Поэтому Он преклонился для того чтобы уврачевать находящихся в таком положении. И хотя Он уврачевал всю прокаженную природу( исцелил 10 прокаженных, 10 – число полноты), вочеловечившись и вкусив смерть за всех людей, однако иудеи, несмотря на то, что со стороны Господа очищены от всех нечистот греховной проказы, оказались неблагодарными и воплощенного и распятого не признали Господом славы, потому не получили духовное исцеление. А язычники, народ чуждый, признали очистившего их и прославили Его верой и делами, за что получили спасение своих душ.
Ветхозаветный закон указывал на происхождение проказ от нравственной нечистоты, так Мариам за мятеж против Моисея, Гиезий за корыстный обман от имени пророка, Озия за святотатственное вторжение в священническую должность были поражены мгновенно проказой. И в нас есть нечистая греховная проказа, заразительная и разъедающая все члены и составы нашей души, медленно, но уверенно убивающая нашу внутреннюю жизнь. Как телесная проказа покрывает человеческое тело струпьями, так и проказа духовная покрывает отвратительными струпьями нашу душу. Струпья и язвы этой проказы: “любостяжание, которое есть идолослужение, ярость, злоба, злоречие, сквернословие» (Кол.3:5,8), ”прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал.5:19-21). За эту греховную проказу Господь изгоняет нас из общества святых и ангелов Божиих и заставляет блуждать в бесплодной пустыне духовного мрака, уныния и пустоты душевной, тоски – без радости и утешений духовных.Эта греховная проказа не дает возможности войти в Царствие Божие, которое внутри нас (Лк.17:21). Она, как и проказа телесная медленно отнимает члены рук и ног, делает неспособным ни к какой деятельности, лишает человека способности твердо и правильно ходить по пути Божьих заповедей, делает неспособным к духовной деятельности и, в конце концов, приводит к смерти духовной – к вечной погибели. Когда же человек искренне кается, тогда Господь исцеляет нашу душевную проказу в Таинстве Исповеди, на которое указывает Господь тем, что отсылает прокаженных к священникам, которым дана власть от Господа, по апостольскому преемству, отпускать грехи (Лк.20:22-23). И они осматривают душу кающегося грешника, решая можно ли ему войти в теснейшее общение с Господом в Таинстве Причащения и в общество верующих, не заразив других своей греховной проказой. Священники ветхозаветной церкви не исцеляли прокаженных – и новозаветные сами по себе не исцеляют проказы греховной, но как те осматривали и разбирали прокаженных, так и новозаветные разбирают различные состояния грешников.
Исповедовать грехи священнику необходимо не по внешнему только обряду, как иудеи, а с мыслью о Господе давшим им власть вязать и решить, с благоговением к этой богодарованной власти и с послушанием к наставлениям и руководству духовного отца.
Послушание заповеди Господней даровало исцеление десяти прокаженным: послушание Божественным постановлениям святой Православной Церкви дарует исцеление миллионам духовно больным от всех видов и степеней болезни. Но врачевание грех самовольное, самочинное, соединенное с гордостью и самонадеянностью, не принесет пользы, а может принести и вред.
Нужно остерегаться того, чтоб опять не заболеть греховной проказой страстей и пороков, необходимо удаляться от порочных людей, чтобы не заразиться опять от них и не предаться беспечно мирским удовольствиям. А нужно чаще припадать с благодарностью к ногам Иисусовым, восхваляя Его милосердие и Он укрепит нас в шествии по добродетельному пути спасения слвами: «Востав, иди: вера твоя спасла тебя».

Епископ Тихон (Софийчук)