Основная мысль этой притчи та, что неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и низводит его в ад. Те же, кто терпеливо без ропота переносят страдания, получат жизнь вечную в Царстве Небесном.
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 И желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы приходя лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово; умер и богач, и похоронили его;
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его,

Мучения грешников усугубляются тем, что они видят как блаженствуют праведники.
24 И возопив сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так – что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

“Пропасть” – различие между внутренним состоянием праведных и грешных. Как дела и внутренние движения их были различны, так и обители их имеют большое отличие.
Ориген и его последователи учили, что придет время, когда муки окончатся и грешники соединятся с праведниками и с Богом, и таким образом Бог будет все во всех. Но Авраам говорит, что хотящие перейти отсюда (из участи праведников) к вам (в место грешников) или оттуда (из места мучения) к нам (в место праведников) не могут. В течении земной жизни человек формирует свой внутренний мир, который может быть согласован со сродной ему средой правды и добра (обители праведников) или же со средой зла – тьмы кромешной и перейти из одной среды в другую человек не в состоянии, не потому что его не пустит Бог, а потому что та или иная среда для человека будет тягостной в силу внутренней неприспособленности к ней (например, уже здесь на земле для праведников внутренне невыносима среда греха и он не может войти в дома греха, и наоборот грешник тяготится в атмосфере праведников и ему очень тяжело войти в церковь, как, к примеру, не могла войти в храм преподобная Мария Египетская). Т.е. уже в земной жизни большая внутренняя пропасть отделяет праведников от грешников.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 Ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме! но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Иудеи не поверили и тогда, когда видели мертвых воскресшими, даже хотели убить Лазаря Четверодневного (Иоан.12, 10), и при распятии Господа, когда воскресло много умерших (Мф.27, 52) иудеи не вразумились, а искали апостолов чтобы убить их. Если бы воскрешение мертвых было полезно для веры, то Господь совершал бы его часто, но тогда люди были бы заложниками чуда и требовали бы от Господа все больших чудес и не видя их со временем, внутренне не изменившись, отошли бы от Него. Господь же пришел для того, чтобы внутренне изменить человека, а для этого действеннее изучение Священного Писания(Ин.5,38), которое внутренне преображает человека и воскрешает для новой жизни во Христе, делая человека подобным Ему и способным для вечной жизни в среде праведников – в Царствии Небесном.

Под богачом в этой притче можно подразумевать еврейский народ, который был обогащен от Бога ветхозаветной мудростью, которая “честнее злата и камней многоценных” (Притч.3:14-15), а также ему было даровано царство и священство, т.к. он одевался в порфиру (сирийская верхняя одежда из дорогой материи красного цвета) – принадлежность царей; и виссон (белая, тонкая нежная материя из египетского льна) – одежда ветхозаветных священников – левитов при священнодействиях. Имея царство и священство, весь народ был царским священством Богу (Исх. 19, 6). Он “каждый день пиршествовал блистательно”, т.к. каждый день утром и вечером приносил жертвы Богу в иерусалимском храме.
Под Лазарем (Елиезар – евр. “Божия помощь”; “лазарет”) в этой притче можно увидеть язычников, бедных божественными дарами благодати, нуждающихся в Божией помощи. Он лежал у ворот, вне иерусалимского храма, так и язычникам не разрешено было входить в дом Божий, вход их туда считался осквернением (Деян.21:27-28). Язычники были изранены зловонными грехами и своими ранами питали бесстыдных псов-бесов – наши духовные язвы для них удовольствие. Язычники желали напитаться крошками Божественной благодати, падающими от стола еврейского народа богатого Божественным откровением и обетованиями.
Еврейский народ в своем фарисействе и отвержении Господа умер для Бога, а Лазарь – языческий народ, после принятия Христа умер для греха. Иудеи сжигаются пламенем зависти, ревнуя о том, что язычники приняты в веру (Рим.11:11). А язычники, прежде бедный и бесславный народ, уверовав во Христа, живут в недрах Авраама, отца язычников. Авраам был язычником, уверовав в Бога, от служения идолам перешел к богопознанию. И те, кто уподобились его обращению и вере, уже при этой жизни покоятся в его недрах, наследовав такую же участь. как и он. Святой Иоанн Креститель говорил фарисеям (Мф.3:9) и народу (Лк.3:8), что Господь из камней может сделать чад Аврааму, и Он действительно из наших окаменелых сердец Своей благодатью творит верующих людей.
Иудейский народ желает хотя бы одной капли благодати, т.к. фарисейская буква мертвит, а дух животворит — так и внешние христиане мучаются тоской и унынием из-за того, что у них нет внутренней духовно-благодатной жизни. «Дом ваш пуст от прежних законных окроплений и очищений, дабы язык его прохладился и мог смело что-нибудь сказать против нас в пользу силы закона, но не получает. «Ибо все пророки и закон прорекли только до Иоанна (Матф. 11, 13). “Жертвы, — сказано, — и приношения Ты не восхотел” и далее (Псал. 39, 7). И Даниил предвозвестил: “запечатаны были видение и пророк и помазан был Святый святых” (гл. 9, ст. 26. 24), то есть прекратились и заключились.
Можешь ты и нравственно понимать эту притчу. Именно, будучи богат злом, не оставляй ума твоего терпеть голод и, когда он создан для стремления к небу, не повергай его долу, и не заставляй лежать при воротах, но вводи его во внутрь, и не стой вне, не блуждай, не лежи, но действуй. Это послужит тебе началом для разумной деятельности, а не наслаждения только плотского. И прочие части притчи удобно понимать в пользу нравственности. (“Пропасть” – состояние душ верующих и неверующих).

Епископ Тихон (Софийчук)