Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сегодняшнем воскресном Евангелии мы читали об исцелении расслабленного. Четыре человека принесли в Копернаум в дом, где проповедовал Господь наш Иисус Христос, расслабленного. Но они увидели, что множество людей собралось возле дома, построенного буквой П. Внутри двора находились люди и невозможно было подойти ко Господу. Тогда эти четыре человека залезли на крышу, разобрали ее и спустили на веревках расслабленного перед Господом и просили, чтобы Он исцелил этого несчастного расслабленного. Господь тогда сказал: «Отпускаются грехи тебе. Возьми одр свой и иди». Тут были и иудеи, которые также ходили за Господом, ища, как бы Его уловить в Его же словах. И стали говорить они: «Как можешь ты говорить: «Прощаются тебе грехи твои, ибо это может только Бог. Тогда Господь посмотрел на них и сказал: «Как вам кажется – что легче сказать: «Прощаются грехи твои» или же: «Возьми одр и иди». И во свидетельство того, что Он Бог, говорит: «Возьми одр твой и иди». И расслабленный встал, на удивление всем, взял одр и пошел. И этим как бы говорит: «Тем, что я его исцелил, я доказываю, что я имею власть отпускать грехи, а тем, что я имею власть отпускать грехи, я доказал, что я истинный Бог». Все удивлялись, прославляли Бога и говорили, что никогда еще не было такого в нашем народе.
Прежде всего, надо сказать о грехе. Грех является причиной всех бед. Мы знаем, что в раю Адам согрешил и после этого он унаследовал болезнь и смерть. Господь еще раньше предупреждал его, что если вкусишь от древа познания добра и зла, то смертью умрешь. И вот Адам вместе с Евой не послушался, вкусил от древа познания добра и зла и они унаследовал вместе болезнь и смерть. Но Господь не хотел, чтобы все люди погибли, он пришел на землю, для того, чтоб спасти всех людей. И это Он доказывает тем, что исцеляет расслабленного. Как Он исцелил расслабленного, так Он и исцелял слепых, глухих, хромых и прочих людей. Он всех исцелял и доказывал, что Он пришел спасти всех людей, исцелить их от болезней, избавить их от многих грехов и также спасти их от вечной погибели — вечной смерти. То есть, Господь пришел, чтобы спасти всех людей от власти дьявола, от власти греха и от смерти. И вот Он это доказал когда исцелил расслабленного. Некоторые думают, что мы пришли в храм поставить свечку, заказать записку, заплатить деньги и все – Господь нас услышит, хотя это хорошо, но этого недостаточно. Необходимо как сказал Господь – покаяться, исправить свою жизнь, избавиться от грехов. И вот как раз у нас есть все необходимое для этого в Церкви. Мы должны разобрать «крышу» нашей души – ведь в сердце нашем Господь, и увидеть, что нам мешает соединиться с Ним. Когда мы разберем свою жизнь, тогда пойти на исповедь к священнику, показать все свои болезни и грехи и через священника Господь скажет нам: «Прощаются тебе твои грехи. Иди и больше не греши». И очень важно потом не повторять грех, т.к. одному болящему, тоже расслабленному на Овчей купели Господь сказал, чтобы не случилось еще что-либо худшее. Неразумные люди говорят, ничего, я погрешу, а завтра приду в храм и покаюсь. Но они делают себя неспособными измениться. Так ни в коем случае нельзя делать, потому, что еще большая беда может случиться. Душа совсем может закрыться для Господа и такой человек будет лукавым и тогда вообще не сможет никогда исправиться. Одно дело, когда человек осознает грех и пытается исповедает грех и хочет от него избавиться, исцелиться, а другое дело, когда человек оправдывает грех и грешит намеренно. Есть грех, есть страсть, а есть порок. Грех – это когда человек согрешил по неведению, или по забвению, или по невниманию, или иногда даже осознавая, что это грех, но он плачет об этом грехе, скорбит, идет на исповедь и желает исправиться. Страсть – это когда человек попадает в зависимость от того или иного греха: от пьянства, блуда, от злобы, от чревоугодия и от других грехов. Страсть – это когда человек грешит и не может ничего с собой сделать, повторяя грех. Но он понимает, что это плохо, он понимает, что с этим нужно бороться и идет на исповедь и просит помощи у Бога. Если он искренне просит помощи, то Господь помогает избавиться от страстей, но для этого должно пройти определенное время для исправления. Человек согрешил и потом опять восстает, опять согрешил и опять восстает и так до тех пор, пока не избавится от определенной страсти. Он над собой трудится, он понимает, что страсть может его погубить. Но порок хуже всего – это когда человек смеется, когда ему говорят, что не нужно грешить, когда он считает пороки которые у него есть – чуть ли не добродетели. Те же страсти: и пьянство, и наркомания, и блуд, и курение, и он говорит: ну и хорошо, это то, ради чего стоит жить. Это самое страшное, потому, что такой человек не может измениться и такому человеку может помочь только Бог. Люди такому человеку уже не могут помочь, потому, что он не слушается людей. Но Господу все возможно. Если молиться за такого человека, то возможно и им помочь молитвой, т.к. Господь всесилен, Он и не таких воскрешает для жизни духовной.
Расслабленный – это человек, на современном языке – парализованный. У него парализована воля, парализован ум, парализованы все чувства и он не может уже сам прийти ко Господу. Но то, что принесли четыре человека этого несчастного расслабленного как раз и говорит о том, что мы можем ходатайствовать за таких расслабленных, которые находятся в порочном состоянии и сегодняшнее Евангелие является для нас как раз примером того, что мы можем ходатайствовать за наших близких, которые находятся в порочном состоянии, которые уже не могут сами прийти ко Господу и мы можем за них молиться и своими молитвами мы как бы приносим к коленям Господа и просим Его, чтобы Он исцелил наших близких: «Мы не можем его исцелить, мы не можем ему помочь Ты только можешь ему помочь, помоги ему». И за наших детей мы можем ходатайствовать и Господь может их исцелить. Одр – это то мировоззрение, те стереотипы, которыми живет современный человек. Он на них как бы лежит и доволен тем, что имеет. Он не хочет пробудиться для духовной жизни, не хочет восстать, он спит на этом одре греховной порочной жизни. Мы можем его разбудить, мы можем привести его ко Господу и можем ему помочь своими молитвами, своим примером и показать, что только Господь может исцелить его. Господь показывает, что это тот одр, на котором многие люди сегодня спят – это сон греховный, и говорит: Прощаются тебе твои грехи. Из-за грехов ты спишь. Это греховный сон, можно восстать от греха, нужно пойти за Господом, нужно разбудиться для духовной жизни.
Мы имеем возможность здесь в Церкви проснуться для другой жизни – жизни духовной. Человек должен быть цельным. У него есть три силы души: ум, чувство и воля. Также у него есть тело, где заключается душа. И мы с вами на первой седмице Великого поста говорили, что нужно сделать для того, чтобы разбудить душу, разбудить ум, разбудить сердце, чувство, разбудить волю. Изначально человек в раю был цельным – все силы души, ум и воля устремлялись только к Богу, Ему одному служили. Но после того, как человек вкусил от древа познания добра и зла, он внутренне стал распадаться, рассеиваться, ум уже не стремился только к единому Богу, а стремился к объекту своего вожделения, то есть к древу познания добра и зла, его плоды также поработили чувства, также и гордыня появилась у человека, потому, что он якобы получил какое-то особое знание, отличное от того, что давал ему Господь и он стал внутренне распадаться. Это и явилось причиной страданий не только его, но и всего человечества. И Господь пришел, для того, чтобы исцелить человека, сделать его цельным, дать ему возможность жить всецело в Боге. Он пришел для того, чтобы возвратить опять человека к тому состоянию, в котором был раньше Адам – цельному. Те четыре человека, которые принесли расслабленного, есть четыре силы души, которые «приносят» каждого из нас к Богу. Ум – узнает о Боге, узнает Закон Божий и начинает познавать Бога. Чувство дает возможность быть признательными Ему, за то, что он сделал для нас и воля также направляется к Богу. А тело совершает те или иные труды: хождения в церковь, пост, поклоны, и т.д. Все три силы души и тело направляются к Богу, «приносят» человека к Богу, приводят человека в церковь, и он пробуждается для добродетельной жизни. Видя, что человек пришел в Церковь всего себя предал Господу, Он такого человека исцеляет. Мы все можем исцелиться в Церкви, если действительно, все силы души будем направлять к Богу. Как это сделать мы уже говорили в проповедях первой седмицы Великого поста. Ум должен быть занят чтением Слова Божия, чтением Евангелия, чтением жития святых отцов. Чувства должны быть направлены к Богу в молитве. Также и воля, то есть, все наши дела должны быть направлены к выполнению Закона Божия, Евангелия. И тело также должно служить в чистоте Богу. Это кратко что мы должны делать, чтобы привести себя, свою душу в нормальное состояние – служению Богу. И в этом нам сейчас помогает Великий пост.
Именно во время Великого поста мы имеем возможность содрать ту крышу, коросту греховную и положить себя перед ногами Господа нашего Иисуса Христа и попросить у него прощение и избавиться от того одра, на котором мы лежим в течение всей нашей жизни, одра заблуждений, стереотипов мирских. Действительно мы постепенной избавляемся от них и видим уже совсем все по-иному. Конечно же, нам мешают те люди, которые не давали возможности пройти четырем людям с расслабленным ко Господу. Люди – это те кто мешает нам прийти ко Господу, они как бы говорят нам, зачем нам ходить в храм, зачем тебе так сильно молиться, зачем тебе так служить Богу. Будь как все, зачем тебе так выделяться. Мы сами знаем, что нам говорят наши близкие. Но их не нужно слушать, не нужно слушать и фарисеев. Они смеются над нами и говорят: «Кто может отпускать грехи». Но Господь как раз и показывает, что он всесилен и что он нас исцеляет. И мы потом говорим этим людям, мы не знаем, как это происходит, но мы ходя в храм, получаем облегчение на исповеди: как бы сбрасываем камень с души, мы чувствуем радость после того, как причащаемся, мы чувствуем после молитв в храме какую-то возвышенность, мы получаем духовные крылья. Мы не можем всего этого объяснить, но мы чувствуем, что это может сделать тот, кто находится в церкви – сам Бог. И мы это получаем здесь в храме в полной мере, и нам не нужно свидетельство других. Мы видим что, как расслабленный взял одр, так и мы оставили одр прежних заблуждений, проснулись и пошли за Господом узким путем спасения и мы видим, что мы уже можем ходить по стопам Господним, мы можем уже служить ему, хотя раньше мы не могли этого делать, только лежали на одре, расслабленные грехами. Мы можем уже отказаться от греха, хотя раньше мы чувствовали, что не могли избавиться даже от простых грехов, а теперь можем избавиться от любых грехов. Мы получаем силы от Господа, потому что Господь сказал: «Дерзайте, Я победил мир».
Сегодня мы празднуем праздник всех преподобных Печерских, которые также пошли за Господом, они победили грех, и они являются для нас примером того, что каждый из нас может стать святым. Четыре человека — это также, образно, четыре Евангелиста, которые до сегодняшнего дня приносят духовно расслабленных людей в Церковь. Читая четырех Евангелистов, Закон Евангельский мы призываемся Апостолами в Церковь и здесь исцеляемся. Все святые спаслись читая и исполняя Евангелие. И в частности сонм преподобных Печерских, которых память мы сегодня празднуем.
Также мы сегодня совершаем память святителя Григория Паламы. Кем был святитель Григорий Палама? Он сначала был очень образованным монахом в Греции на святой горе Афон, в Ватопедском монастыре, он изучал Священное Писание, святых отцов. Когда пришли на Афон католические монахи Варлаам и Акиндин и стали говорить, что не нужно монахам молиться Иисусовой молитвой и невозможно увидеть Фаворский свет. Тогда святитель Григорий Палама защитил учение об Иисусовой молитве и о Фаворском свете и доказал своим учением ложность католического заблуждения. В католичестве Бог трансцендентен и Он живет в Своем вышнем мире и не может соединиться с человеком. В католичестве люди могут только сострадать Господу (пассио – страдать), у них учение о страдании до такой степени болезненно, что они духовно больны – у них появляются болезненные язвы: стигматы. У некоторых, так называемых католических святых, появлялись на руках и ногах раны и они кровоточили. Это следствие духовной болезни, которая проявляется физически. Католики отрицают то, что подвижники могут видеть Фаворский свет, тот свет, который видели на Фаворе три Апостола: Апостол Иоанн Богослов, Апостол Петр и Апостол Иаков. А святитель Григорий Палама доказал своим учением о том, что мы можем видеть фаворский свет когда молимся Богу и когда с ним соединяемся, когда получаем от него особую благодать Святого Духа. И такие проявления духовной жизни были у наших святых, таких, как преподобный Серафим Саровский, который показал Мотовилову, что значит быт в Духе Святом, это и старец Амвросий Оптинский и другие святые, которые видели этот Божественный свет. И это, благодаря молитве, Иисусовой молитве, потому, что она быстрее всего соединяет человека с Богом, так как не многосложна, а проста и если человек искренне молится ею Богу с покаянным чувством, то может быстрее всего соединять нас с Ним. Святитель Григорий Палама доказал истинность этой молитвы, показал что именно здесь, в Церкви мы просвещаемся, и наша Православная Церковь, в противовес католичеству говорит, что мы можем соединиться с Богом, мы можем получить от Него благодать Святого Духа и Бог по сущности непознаваем, но познаваем в Своих благодатных энергиях Он соединяет нас с Собой. И это очень важно для нас, потому, что если мы не получаем благодать, то мы не можем спастись. То, что не воспринято, то не уврачёвано, говорят святые отцы, то есть, благодать входит в нас и она нас просвещает, она нас делает богами по благодати и это очень важно, а в католичестве все по-другому. Можно привести простой пример раскаленного меча. Так если меч раскалить в огне, то он обладает природой железа и свойством огня. Но он не превращается в огонь, а остается железом. Он получает энергию огня, но он не становится огнем, потому, что, если от него забрать огонь, то он сразу же остынет. Так и человек остается человеком, получая благодать Святого Духа. Но получив благодать Святого Духа, он становится, как бы огнем по благодати. Но если отнять этот огонь благодати Святого Духа, то он остается только человеком. В католической церкви все совсем по-другому: человек, по их учению, не может в такой мере получить благодать Святого Духа, чтобы обожиться и увидеть Фаворский свет. Этот пример помогает нам понять, насколько для нас важно жить в Церкви, именно в ней мы получаем благодать Святого Духа, мы становимся обоженными, мы становимся богами по благодати. Вот что Господь нам дает – дает возможность соединиться с Собой и дать нам возможность быть с ним не только здесь, но и вечно в Царствии Божием. Тот, кто получил благодать, то уже прежде смерти воскрес. Это очень важно нам понять, потому мы здесь находимся, потому наша душа чувствует, что без благодати мы не можем жить. Без благодати у нас только пустота и уныние, а когда приходит к нам благодать, то в наше сердце приходит радость. Преподобный Серафим Саровский потому и говорил: «Христос воскресе, радость моя!», он всегда радовался, так как был в благодати. Но когда человек унывает, когда у него внутренняя пустота, нужно задуматься, какая причина этому. Человек может иметь материальные богатства, но, не имея благодати, будет страдать, потому, что мы созданы для Бога. Если мы будем в Боге, мы будем счастливы. И если не будет в нас Бог, то чем бы мы не обладали – будем чувствовать неудовлетворенность и беспокойство. Потому принесем себя пред ноги Господа нашего Иисуса Христа, попросим, чтобы Он исцелил нас расслабленных умом и чувством и волей, и попросим, чтоб он дал нам благодать Святого Духа, чтобы мы могли спастись и наследовать жизнь вечную.
Аминь.

Епископ Тихон (Софийчук)