Эта притча учит всегда прощать ближним, особенно же когда они просят у нас прощения.
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими.
Царь – это Господь, как благой судья Он берет отчет от Своих рабов – людей. Считается тогда, когда человек находится в скорбных обстоятельствах (опасность, болезнь, разного рода неприятности) попускаемые Господом, для того чтобы человек опомнился и перестал грешить.
24 Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
Десять тысяч (слав. – “тьму”) талантов должен каждый человек грешник, который перед лицом правды Божией является неоплатным должником, т.к. получает ежедневно благодеяния, но не воздает Богу ничем, но нарушает Его заповеди.
25 А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить.
Продажа должника с его женой и детьми (ср. Лев. 25:39, 47), и всем имением означает отчуждение от Бога, т.к. проданный делается рабом другого господина – диавола. Под женой можно подразумевать плоть, супружницу души, а под детьми – греховные порождения – мысли и дела, производимые душей и телом. Эту плоть повелевает Господь предать сатане на истязание (1Кор.5:5), то есть предать болезням и демонскому мучению. Велит также связать и детей, то есть деятельные силы злом.
26 Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: “государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу”.
Грешник просит у Бога отсрочки в наказании, просит потерпеть свои немощи, позже, когда он будет в силах творить добродетели от всего сердца – он думает послужить Богу и как бы отдать огромный долг. Но человеколюбивый Господь знает, что люди безмерно согрешили и не в состоянии никогда воздать за многие благодеяния Ему, потому не отстрачивает долг, но полностью прощает грешника. Тем, что Бог дает повеление продать раба, изъясняется о том, что Он не жесток, а что Он хочет устрашить грешника и тем самым побудить его к покаянию и мольбе.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
Прекрасный образ неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам!
28 Раб же тот вышед нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: “отдай мне, что должен”.
10.000 талантов = 30.000.000 священных сиклей = 120.000.000 динариев (во времена Спасителя = 60.000.000 динариев).
Прощенный стал душить своего должника – по римским законам, заимодавец мог истязать своего должника, пока он не возвратит свой долг.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: “потерпи на мне, и все отдам тебе”.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Тот, кто пребывает в Боге – сострадателен, а кто удаляется от Бога – чужд Его качеств. Раб, получивший прощение огромного долга, не хочет не только простить несравненно меньшего – ста динариев, но и отсрочить, хотя должник просит его теми же словами, напоминая о милости оказанной ему царем “потерпи на мне, и все отдам тебе” (Мф.18:29).Тем самым показывая, что не Бог виновен в его будущем наказании, а он сам, т.к. зло, которое вечно будет мучить человеческие души, осталось в душе немилосердного заимодавца.
31 Товарищи его, видевши происшедшее, очень огорчились и пришедши рассказали государю своему все бывшее.
Товарищи – это ангелы-хранители, ненавидящие зло и защищающие людей, они возносят наши молитвы и ходатайствуют о нас пред Богом, особенно в стесненных обстоятельствах. Господу и так известно все, но Он желает, чтобы проявилось человеколюбие и ангелов.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: “злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?”
34 И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Не Господь производит суд над злым рабом, а жестокость и неблагодарность раба лишает Божией милости. Сам человек предает себя на вечное мучение, т.к. слова: “пока не отдаст ему всего долга”, говорят о том, что до тех пор он пусть мучится, пока не отдаст весь долг. Но грешник никогда не в состоянии отдать долг, т.к. он спасается единственно милосердием Божиим, сам же он своими силами никогда не в состоянии удовлетворить правосудию Божьему, в аду же нет покаяния.
Злопамятство лишает дара Божия, хотя дарования Божии нераскаянны, но от нашей злобы и они не воспринимаются и теряются.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Не сказал — Отец ваш, а — Отец Мой: поскольку такие люди недостойны иметь отцом Бога. Только тогда мы можем произнести “Отче наш”, когда “прощаем должникам нашим”.

Смысл притчи в том, что все мы так много грешим, что остаемся перед Богом в неоплатном долгу, грехи наших ближних против нас столь незначительны, сколь незначительна сумма в сто динариев, по сравнению с огромной суммой в десять тысяч талантов. Господь, по Своему безграничному милосердию, прощает нам все грехи наши, если мы, в свою очередь, обнаруживаем милосердное отношение к ближним и прощаем им их грехи против нас. Если же мы оказываемся жестокими и немилосердными к нашим ближним и не прощаем их, то и Господь не может простить нас, т.к. то зло, которое в нас закроет для нас милосердие Божие и осудит нас на мучения, эта ненависть будет для нас вечным злобным “скрежетом зубов” на ближних.

Епископ Тихон (Софийчук)