4:12Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею
4:13и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
4:14да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
4:15земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
Евангелист соединяет эти два события не потому, что между ними существовала причинная связь, но потому, что одно событие следовало за другим. Господь оставил Иудею по другой причине: Иоанн Креститель теперь был не опасен для фарисеев, будучи заключенным под стражу, в это время вся злоба фарисеев устремилась на Господа, так как вся Его деятельность была противоположна их целям. Это и побудило Спасителя оставить Иудею и удалится в Галилею.
4:16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
4:17С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.4,12-17).
Возвратившись в Галилею, Господь Иисус Христос поселился в Капернауме, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, и оттуда начал Евангельскую Свою проповедь. Первые слова этой проповеди были о покаянии: «оттоле начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо Царствие Небесное» (Мф.4:17).

Такими же словами начал свою проповедь и Иоанн Предтеча : «прииде Иоанн Креститель, проповедая в пустыне Иудейстей и глаголя: покайтеся приближися бо Царствие Небесное» (Мф.3:1–2). 
Новое Царство, которое пришел водворить на земле Господь Иисус Христос, отличается от прежней греховной жизни, которую необходимо было изменить и оставить, и родиться снова, а это новое рождение начинается покаянием. До этого было на земле царство греха, царство диавола — Господь же пришел основать здесь Царство Божие, Царство Небесное. Прежде люди жили во тьме – Господь пришел озарить их светом. Прежде люди, рождаясь только от плоти, и руководствовались в своих действиях побуждениями плоти в Новом Завете должны возрождаться от Духа и Им руководствоваться (Ин.3:1–12). Прежние люди жили под законом, новозаветные же должны жить под благодатью. Прежние были рабы, а новые – дети. На прежних Господь действовал страхом, сердца возрожденных привлекает к Себе любовью.  
Такой глубокий и решительный переворот в жизни людей должен был произойти покаянием — без решительного отказа от всего прежнего, от прежних мыслей, прежних желаний, прежнего образа действий не могла начаться новая возрожденная жизнь. Потому Спаситель и Его Предтеча в первых словах Своей проповеди потребовал от людей покаяния.
Покаяться  — значит изменить прежние греховные мысли, желания и дела как губительные и воспринять новые мысли, желания, и дела. Иудеям необходимо было покаяться когда приблизилось Царство Небесное, когда явился между ними Спаситель Мессия. Они думали о земном царстве, а им Господь проповедует Царство Небесное: надо изменить земные мысли на небесные. Они, как. блаженства, желали изобилия и богатства, власти и славы между народами, а им nponoведуют, что блаженны нищие духом, алчущие и жаждущие правды, изгнанные правды ради — необходимо изменить желания чувственные и страстные. Они исполняли принятые обряды набожноститнаружно, но оставляли «вящшая закона, суд и милость и веру» (Мф.23:23), и, хвалясь законом, преступлением закона, как обличает их апостол, Бога бесчествовали (Рим.2:23), нужно было изменить дела лицемерные и беззаконные на внутренне добрые и чистые, начав новую жизнь, которой бы прославлялся Бог. 

«приближися бо Царствие Небесное» (Мф.4:17)
Что такое Царство Небесное? Где оно и как в него войти?
Царство Небесное, с одной стороны, очень похоже на царство земное, а с другой – не похоже на него и даже противоположно ему.
И в Царстве Небесном, по подобию земных царств, есть Царь и Господь, – это Царь царствующих и Господь господствующих, Спаситель Иисус Христос. И там, как и здесь, есть подданные своего Царя, члены Царства, – это ангелы, непрестанно хвалящие Господа, и все благочестивые души человеческие, свято исполняющие волю Спасителя — Евангелие и законы церковные. И там, как и в царствах земных, главное условие к тому, чтобы быть членом Царства, есть совершенное повиновение закону, который есть закон Божий, закон Христов. Горделивый дух и непокорная, грешная душа судом Божиим отсекается как мертвый член от нескверного тела Царства Божия и ниспадает в царство тьмы и диавола. Но, имея много похожего на общества земные, Царство Небесное во многом совсем не похоже на них и даже противоположно им. Святой апостол говорит о Царстве Небесном: «несть Царствие Божие брашно и питие, но правда, мир и радость о Духе Святе» (Рим. 14:17).
Главная цель земных обществ есть временное благосостояние людей, довольство и спокойствие. Но в Царстве Небесном по-другому. То, что составляет здесь главное, есть правда, добродетель, благочестие. «Ищите прежде Царствия Божия и правды его» (Мф.6:33). И земные царства стремятся к миру; но этот мир — земной, внешний, отсутствие внешней войны, а не тот мир, который превосходит всяк ум и который, происходя от Бога, водворяет в душе совершенную тишину и блаженство. Есть радости и в земных обществах. Но какие это радости? Подобно самим обществам, по большей части земные, чувственные, а не радость о Духе Святом, которая постоянно одушевляет только членов Царства Небесного. 
Где это Царство Божие?
Оно везде. Оно на Небе — там Бог и ангелы, служащие Ему день и ночь. Оно на земле, где и здесь Господь, Спаситель наш, и Дух Святой, и ангелы, хранители наши, и люди, верующие в Бога и в Иисуса Христа и в духе святой веры живущие для Бога, подобно жителям Неба. Оно – в святой нашей Православной Церкви, Глава которой есть Сам Господь наш, Он живет в ней, и охраняет ее до скончания века, очищая ее, и обильно подает в ней благодать освящающую Свою. Оно в наших святых храмах, так как здесь совершается все то, что единожды было совершено пред лицом Неба и земли и для всей земли. Здесь приносится бескровная жертва за спасение всех, и верующие, соединяясь в едином духе веры и любви и отложив все житейские, земные попечения и мысли, воспаряют умом и сердцем к Отцу Небесному и к Ходатаю пред Богом за человеков Иисусу Христу. Если где так явственно Небо соединяется с землею, то это в святых храмах наших. Наконец, Царство Божие может находиться еще и ближе — оно может обитать внутрь нас, в сердце нашем, так как сердце наше есть храм Святого Духа, Который освящает его и преисполняет всяким благолепием духовным и всеми Божественными дарами. Приникнем к нашему сердцу и послушаем слухом нашей души, есть ли в ней тот мир Божий, о котором говорит святой апостол и который неразлучен с Царством Божиим; или еще слышится в нем тревога страстей, воюющих на дух бессмертный? Всмотримся в нашу душу оком нашего ума и увидим чиста ли она, как подобает быть невесте Христовой, или риза ее черна и лице ее омрачено грехом? Разберем чувством беспристрастным и скажем, какие радости движут душой нашей – о земных ли предметах, или радости о предметах небесных? Если в сердце нашем живут правда, мир и радость о Духе Святом, то знаем, что Царство Небесное низошло в нашу душу. Но зададим себе вопрос: почему оно еще не обнаруживает в нас всей славы, которой должно быть окружено Царство Божие. Настоящая жизнь есть время сеяния, а не жатвы, смерть постепенно бывает побеждена жизнью. Но придет время, когда Царство Божие, не стесняемое уже тесными пределами нашего сердца, разольется неизреченным светом славы и бессмертия по всему нашему существу, и тогда праведницы просветятся, яко солнце, в Царствии их.
Как нам войти в это Царство Божие?
Другого средства нет, кроме того, которое указал нам Господь: «покайтеся, приближися бо Царство Небесное». Покаяние – вот единственное средство войти в Царство Божие. Грехом мы отпали от Царства Божия, следовательно, покаянием во грехе мы и войдем в него. Грехом мы удалились от Бога и святого общества ангелов — через покаяние во грехе мы и снова будем приняты в это общество. Слезы покаяния — благодатный дождь, который омывает всякую нечистоту душевную и соделывает нас способными ко всякому нравственному совершенству. Покаяние может соделать из нас все и все может доставить нам. Без покаяния и среди Царства Божия мы можем остаться чадами тьмы и погибели. «Покаемся убо: приближися бо Царство Небесное» .