1 Родословие Иисуса Христа,

В родословии – как в корне заключается все что повествует Евангелист об Иисусе Христе. Родословная неразрывно связана с тайной вочеловечения Бога по плоти.

Иисуса.
Имя Иисус (по-еврейски Иешуа) значит: Бог Спаситель или просто Спаситель. Оно выражает понятие совершенного Им дела – спасения рода человеческого.

Христа.
Нарицательное имя “Христос” – греческое и переводится “помазанный”, то же что еврейское Машиах – Мессия. Христами назывались цари и первосвященники, т.к. были помазываемы святым елеем, который возливали из рога на их голову. Господь называется Христом и как Царь, ибо воцарился для истребления греха, и как Первосвященник, т.к. Сам Себя принес в жертву за нас. А помазан Он истинным елеем – Духом Святым. В святых чудодействовала благодать Святого Духа, но во Христе действовала не благодать Святого Духа, но Сам Христос творил чудеса с Единосущным Ему Отцем и Духом.

“В имени Христа, – по словам св. Иринея Лионского, – подразумевается Помазавший и Помазанный, и само помазание которым Он помазан. Помазал Отец, помазан же Сын посредством Духа, Который есть помазание, как через пророка Исаию говорит Слово: “Дух Божий на Мне, потому что Он помазал Меня”(Ис.66:1), обозначая и помазующего Отца, и помазанного Сына, и помазание, которое есть Дух.

Сына Давидова,
Называли Христа Сыном Давидовым. Давид носил в себе и образ Христа: ибо как сей воцарился на место отверженного и возненавиденного Богом Саула, так и Христос пришел от Отца во плоти и воцарился над нами, когда Адам потерял царство и данную ему власть над всем живущим на земле и над демонами.

Сына Авраамова.
Происхождение Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама было самым важным доказательством для каждого иудея Его мессианского достоинства. Евангелист Матфей имел целью доказать иудеям мессианское достоинство Иисуса Христа мог начать Евангелие не иначе, как словами: “Иисус – Мессия, Сын Давидов, Сын Авраамов”. Сыном Давида и Авраама евангелист называет Иисуса Христа в общем смысле, т.е. в смысле потомка, каким и был Он согласно обетованию Божию (Быт.12:1; 22:18; Галат.3:17; Царств.7:12; 1Парал.17:11; Псал.88:4; 131:11; Ис.11:1 и др.)

2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари;
Фарес и Зара послужили прообразом двух народов, вошедших в царство Христово – иудейского и языческого.
Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5 Салмон родил Вооза от Рахавы;
Рахав — та Раав блудница, которая приняла соглядатаев Иисуса Навина и спасла их, и сама спаслась. Упомянул же о ней Евангелист для того, чтобы показать, что как она была блудница, так и все язычники: ибо они блудодействовали своими делами. Впрочем все язычники, принявшие послов Иисуса, то есть, апостолов, и уверовавшие в их проповеь, спаслись.
Вооз родил Овида от Руфи;
Руфь была иноплеменница, однако сочеталась с Воозом. Так и Церковь из язычников, хотя была иноплеменницей и вне заветов, забыла народ свой, и почитание идолов, и отца своего диавола, и обручилась с единородным Сыном Божиим
Овид родил Иессея;
6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
“бывшая за Урией” – Вирсавия, незаконная жена Давида, отнятая им от Урия.
Вводя язычниц и грешных женщин (Фамарь, Раав, Руфь и Вирсавию) в родословную Иисуса Христа, евангелист хотел показать, что Иисус Христос получает Свое достоинство не от Своих предков, что Его посланничество основывается не на человеческих заслугах, а на благости и милосердии Божием, что обетования Божии не разрушены грехами людей, что Христос явился на земле не только для спасения одного избранного народа, а для спасения всего рода человеческого.
7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, пред переселением в Вавилон.
12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил 3оровавеля;
13 3оровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос.

Так как евангелист Матфей писал преимущественно для христиан из иудеев, то ввел в родословие Иосифа, на которого иудеи смотрели как на естественного отца Иисуса Христа(Мф.13:55; Лк.4::22,Ин.6:42), более того, у иудеев был обычай считать роды только по мужской линии. Что Иосиф называется мужем Марии, объясняется, с одной стороны, тем, что у иудеев жених и невеста сразу по обручении назывались мужем и женой(Быт.29:21; Втор.22:23-24), а с другой стороны и тем, что Иосиф, по повелению ангела, принял Пресвятую Деву в свой дом, как свою жену(Мф.1:20). Замечательно, что евангелист не сказал о рождестве Иисуса Христа так, как говорил о рождении Его предков по человечеству: Авраам родил Исаака, Исаак – Иакова, Иаков – Иуду, не сказал: Иаков родил Иосифа, Иосиф же Христа, но: Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос. Иосиф не был отцем Иисуса по плоти, но был только обручен с Пресвятой Девой Марией, потому евангелист и относит рождение Господа Иисуса Христа только к Марии: от которой родился Иисус.

17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

Первый период от Авраама до Давида обымает начало образования еврейского народа и времена теократии до учреждения царской власти и явления царя, родоначальника Мессии. В это время народ был под управлением патриархов, или пророков.

Второй период обымает времена царей до потери народной самостоятельности с наступлением вавилонского плена. Третий период – времена восстановления самостоятельности под управлением первосвященников до явления самого Мессии. Мессия по пророчествам должен быть и пророк, и царь, и первосвященник. Три указанных периода пророчествовали о Нем и показывали, что человечество своими силами даже при внешних благоприятных условиях не может избавится от греха и смерти.

Евангелист разделил роды на три части, чтобы показать иудеям, что они и под управлением судей до Давида, и под управлением царей до переселения, и под управлением первосвященников до Христа, нимало не успевали в добродетели, и потому имели нужду в истинном Судье, Царе и Первосвященнике, который есть Христос, так как Христос, по пророчеству Иакова, пришел по прекращении царей.

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.
Обручение происходило при свидетелях и заключалось торжественной клятвой(Притч. Солом. 11:17; Малах.11:14), но обрученная оставалась в доме своих родителей до тех пор, пока жених не приглашал на брак. Выражение “снитися”(слав.) или “сочетались” по-гречески – сходиться, собираться вместе – указывает не на брачную жизнь, а на совместную семейную жизнь под одним кровом. Поэтому “прежде даже не снитися има” – нужно понимать “прежде чем они стали жить вместе”.

19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
“Праведен” – прилагательное обязанное своим происхождением понятию о двух равных частях, имеет значение “справедливый, всегда ровный, неволнующийся”.

20 Но когда он помыслил это,– се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого;
“родившееся” – глагол имеет смысл “давать начало, бытие кому-либо или чему-либо, производить”.

21 Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
Иудеи желали видеть в Мессии освободителя от рабства, завоевателя и властелина, чтобы исправить эту ошибку и установить правильный взгляд на Него, как Спасителя от рабства диаволу и греху, а не от временного порабощения римскому владычеству, ангел и говорит: “ибо Он спасет людей Своих от грехов их”.

22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит:
23 “Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог”.
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 И не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Епископ Тихон (Софийчук)